ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА.............................. 12
1.1. Основные исследовательские подходы к изучению сферы туризма................................................. 12
1.2. Сфера туризма как социологическая категория.. 32
1.3. Характеристики сферы туризма как социального института 54
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА 72
2.1. Социально-правовые особенности российской сферы туризма................................................. 72
2.2. Социокультурные интересы россиян в сфере туризма 91
2.3. Перспективы развития сферы туризма
(на примере Краснодарского края)....................... 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ 127
ЛИТЕРАТУРА........................................ 134
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования. В настоящее время сфера туризма - это одна из наиболее стремительно развивающихся сфер социальной жизни. Интегрируясь в общественные отношения, в идеологическую и ценностную структуру, сфера туризма начинает занимать значительное место в жизни общества и выступает как социальный институт, выполняя социальные, культурные, экономические и другие функции в обществе. Развитие сферы туризма связано с процессами глобализации и информатизации общества XXI века. Социокоммуникативные и социокультурные трансформации изменили облик туристической индустрии, так как произошло изменение ценностей, мировоззрения, стиля жизни людей, которые, приобщившись к мировой информационной системе (ее выражением по праву считается сеть Интернет), стали более мобильными в плане путешествий. «Открытый» мир глобального информационного общества стимулирует развитие сферы туризма, делая его массовым. Этому способствует и мощное рекламно-пропагандистское воздействие.
Институт туризма в определенной мере ускоряет процессы социализации личности посредством ее включения в межкультурную коммуникацию. Традиционно туризм рассматривается как индустрия по производству и реализации услуг населению. Вместе с тем, его роль в современном обществе не может ограничиваться экономическим содержанием, так как, являясь ключевым элементом социальной инфраструктуры, рассматриваемый институт содействует формированию культуры толерантности, в определенной мерс сглаживает противоречия и снимает напряженность в отношениях между народами. Поэтому одним из показателей включенности общественной системы в процессы глобализации и институционализации является уровень развития сферы туризма как социального института, содействующего реализации принципов открытости, межкультурного взаимодействия и партнерства. Сложные условия институционализации сферы туризма в российском обще-
3
Основной причиной возникновения системы туризма является формирование туристских потребностей, которые человек стремится удовлетворить. Главенствующими выступают физиологические потребности, такие как потребность в отдыхе, в восстановлении физических и духовных сил, возникающие в результате трудовой деятельности человека1.
Однако не менее важными выступают социальные потребности: в коммуникации, общении и контактах индивида с другими людьми.
Удовлетворение человеческой потребностей - залог всестороннего развития личности. Таким образом, познавание туристом исторических и культурных достопримечательностей, знакомство с обычаями и традициями иных цивилизаций, приобретение эстетического наслаждения от окружающей среды способствует обогащению внутреннего мира человека и расширяет его кругозор.
Целостность, точнее - внутреннее единство туризма как системы, раскрывается при взаимодействии туризма с природной средой. Окружающая среда, в которой происходит процесс производства и потребления туристских услуг, является главной составляющей туристической деятельности. Основой туризма выступают географические и природные условия, поэтому не случайно на одной из своих ранних стадий туризм начал развиваться в странах с мягким и благоприятным климатом. Экосистема, проще говоря природная среда, плотно связана с туристской деятельностью, а природным благам отводится особое место в удовлетворении потребностей туристов. Рекреационные живописные ландшафты, мягкий комфортный климат, такие водные объекты как моря, реки, минеральные воды и горные озера, привлекают туристов и решающим образом влияют на туристское движение, придавая ему конкретную форму во времени и пространстве.
С недавнего времени возникло такое понятие, как «устойчивый туризм», под которым понимается формирование общества на основе неисто-
1 Квартальной В.Л. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика. 2003.
С. 57.
14
щимого, экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни человека и общества. В туристской сфере принципы устойчивости были сформулированы Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и Всемирным Советом по путешествиям и туризму, и сводятся к экологической, культурной и экономической устойчивости. Такая устойчивость означает рациональное использование природного и культурного потенциала, принципиальный переход предприятий индустрии туризма на ресурсосберегающие технологии, а также содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных государств1.
Другое свойство понятия «устойчивости» в туризме также является свойством системы. Мы считаем, что это означает способность приспосабливаться к трансформирующимся условиям и, помимо этого, способность туризма (как системы) после отклонения возвращаться в исходное состояние равновесия. Примером данного положения могут послужить следующие фактические данные: несмотря на общий экономический спад из-за событий 11 сентября 2001 г. и их последствий, приведших США к уменьшению доходов от отрасли туризма, несмотря на то, что в данное время в мировом туризме сформировалась неблагоприятная конъюнктура, способность туризма к сопротивляемости негативным факторам показали итоги 2002 г. - в этом году рост туристских прибытий возрос на 0,3%2. Также можно привести еще один пример - трагедия на японском острове Хоккайдо, где в результате цунами произошла катастрофа па атомной электростанции Факусима. К концу прошлого 2011 г. процент туристов, приезжающих на японский архипелаг, сократился па 60%. Однако в настоящее время наблюдается восстановление этого сектора экономики Японии, что опять же является свидетельством устойчивости туристической отрасли.
На туристский бизнес оказывают влияние как политические события и результаты «разгула стихий», так и ряд иных факторов (экономических, эко-
1 Воскресенский В.Ю. Международный туризм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 153.
2 Экономика США после событий 11 сентября 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http: //ru-world.net/soedinynnye-shtaty-amerriki-ekonomika/html (дата обращения: 25.07.2011).
15
- Київ+380960830922