Ви є тут

Самоорганизация населения в трансформируемой социальной системе

Автор: 
Парфенов Константин Борисович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193078
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
I
ВВЕДЕНИЕ 1
1.МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 12
1.1. Социальная самоорганизация: основные подходы и принципы 12
1.2. Трансформируемая социальная система в контексте процесса самоорганизации 30
1.3. Уровни трансформации социальной системы 49
2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ САМООРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 62
2.1. Население и его роль в процессе социальных изменений 62
2.2. Сценарии действий социальных акторов в трансформируемой системе 81
2.3. Самоорганизация населения и организационно-правовые формы
в трансформируемой социальной системе 96
2.4. Факторы, определяющие специфику самоорганизационных процессов: общероссийский и региональный аспекты 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ.
В периоды реформ, различных социально-экономических изменений в трансформируемой социальной системе особенно остро встает вопрос о роли и месте населения, его участии в данных процессах. Это выражается в возможностях различных социальных субъектов и групп воздействовать на ход трансформационных процессов на различных уровнях, стремясь к реализации целей, установок, потребностей, мотивов посредством проявления и раскрытия различных форм, способов и элементов социальной самоорганизации.
Благодаря самоорганизационным процессам в трансформируемом обществе начинают складываться новые отношения, различные социальные связи, способы взаимодействий, социальные практики, т.е. начинает складываться новое социальное пространство, позволяющее противопоставить различным социально-экономическим потрясениям и хаосу элементы стихийно возникающего, возрождающегося, обновлённого социального порядка, который является формой проявления социального естества, а не навязанной, определяемой «сверху» извращённой формой социального порядка.
Всё это, безусловно, характерно и для процессов, происходящих в нашем российском обществе, которое продолжает трансформироваться. Изменения затрагивают всю социальную структуру общества, различные социальные институты, отношения, способы взаимодействия в различных подсистемах. Существенные сдвиги происходят и в глубинных духовных и социо-культурных пластах. Индивиды и социальные группы реагируют на происходящее изменениями норм, ценностных ориентиров, формируются новые установки, интересы, мотивы поведения, меняются потребности, а также способы достижения различных социальных целей в обществе. При этом сегодня всё больше становится очевидным, что без широкого участия населения в общественно-политических и социально-экономических
социологический аспект. Так, М. Ковалевский писал: «Чтобы выйти сколько-нибудь из хаоса бесчисленных взаимодействий и противодействий, совокупным влиянием которых обуславливается сложность общественных явлений, они (т.е. социологи) желали ли бы свести все их разнообразие к более или менее ограниченному числу знаменателей»[59]. Вместе с его указанием о центральном факте, увлекающем за собой все остальные, идея упорядочения хаоса вполне созвучна с современными представлениями о социальной самоорганизации.
Важное место проблеме социального кризиса и изменений отводится и в работах П. Сорокина[79]. «Мы, - пишет он, - живем и действуем, когда одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, другая форма лишь проявляется. Кризис чрезвычаен в том смысле, что, как и его предшественники, отмечен необычным взрывом войн и революций, анархий и кровопролитий; моральным, экономическим, интеллектуальным хаосом» .В последних своих работах П.Сорокин указывает на чередование социальной дестабилизации и стабилизации и заключал, что кризис заканчивается новой интеграцией общества.
Близко к идеям теории социальной самоорганизации в современном контексте подошел Т.Парсонс[78] - основоположник известной школы социального порядка. Исследуя методы интеграции в ускоренно дифференцирующихся обществах, автор отводит значительную роль в этом процессе явлению «добровольной самоорганизации» (ассоциации). Главное внимание при этом отводится таким «соединяющим» механизмам, как следование граждан нормативным требованиям и авторитету лидера, плюрализм мнений в процессе принятия решений, демократическая процедура выборов, профессиональные объединения для продвижения общих интересов и т.д.
Неоклассический период развития социологии связан с изменениями методологии исследований. Системный подход стал существенно дополняться и даже вытесняться формирующимся альтернативным
подходом, связанным с представлениями об обществе, в котором происходят постоянные изменения.
Наиболее типичные характеристики изменяющегося общества описаны в трудах известного социолога П. Штомпки[78], заложившего основы теории социального становления, являющейся по сути одной из первых, наиболее заметных составляющих теории социальной самоорганизации. В соответствии с новым подходом в социологической методологии, по мнению П.Штомпки, общество должно рассматриваться не как статичная система, стабильное состояние, а как процесс, не как жесткий квазиобъект, а как постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что - то происходит, предпринимаются какие-то действия, протекают какие - то процессы, что - то меняется. Вся социальная реальность представляет собой динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа. Методологическим следствием подобного воззрения на социальную жизнь явились отрицание надежности сугубо синхронных исследований и утверждение диахронической (исторической) перспективы. По мнению автора, действия постоянно приводят к неожиданным последствиям, которые, в свою очередь, могут формировать условия для непреднамеренных действий. Приведенные данные обосновывают значение спонтанности в возникновении событий, структур, поведенческих актов, нелинейности социальных процессов и других проявлений в социальной самоорганизации.
Непосредственные предпосылки для синергетической интерпретации социальных процессов исходят от основоположников современной общей теории самоорганизации Г.Хакена[83] и И.Пригожина[73], которые идеи неравновесной термодинамики и синергетики, развиваемые ими в рамках физики и химии, осторожно прилагали также к политологии, экономике и социологии. Обоснование перспектив применения принципов синергетики в