Ви є тут

Формирование корпоративной культуры в системе связей с общественностью

Автор: 
Прохоров Яков Маркович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270106
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава 1. Корпоративная к>лыура в системе корпоративных отношений и связей с общественностью
1.1. Корпоративная культура и корпоративные отношения: вопросы теории и методологии............................................ 7
1.2. Социокультурные особенности формирования корпоративной культуры....................................................... 47
Глава 2. Коммуникационные процессы в корпорациях
2.1. Коммуникационные и социальные процессы как инструмент формирования корпоративной культуры............................ 72
2.2. Внутрикорпорационное взаимодействие в различных моделях коммуникации................................................... 87
Глава 3. Практика организации общественных связей и развития культуры современных корпораций
3.1. Роль информационных систем в организации социально-политических и культурных связей корпорации с общественными структурами..................................... 104
3.2. Влияние социальных институтов и системы ценностей на формирование корпоративной культуры........................... 122
Заключение....................................................... 140
Список литературы.................................................. 144
Приложение №1...................................................... 161
Приложение №2...................................................... 168
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена:
а) недостаточной теоретической разработкой проблемы, необходимостью практического создания и поддержания корпоративной культуры в различных структурах современного общества;
б) отсутствием в большинстве российских структур зффекгивных в нутри корпоративных отношений, корпоративной культуры, способствующих организационному развитию и успешному продвижению фирм в условиях конкуренции;
в) необходимостью формирования и развития корпоративной культуры с учетом организационных культур предприятий, входящих в корпорацию, а также систем социальных связей и отношений между ними;
г) слабым учетом коммуникативных процессов, протекающих внутри корпорации и вне ее при формировании корпоративной культуры;
д) отсутствием четких критериев при решении задач и распределении функций по оптимизации корпоративной культуры между службами связей с общественностью и управлением персоналом.
Степень научно- теоретической разработанности проблемы.
Проблемы корпоративной культуры являются малоизученными в отечественной теории. Зарубежные авторы в своих трудах рассмотрели структуру корпоративной культуры и различные аспекты ее формирования. Внутренние субъекты культуры корпорации изучали М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури'. Отличия в поведении организационных систем изучал известный немецкий и американский социальный психолог К. Левин2. Разработкой теорий культурно-исторических типов общества и общественных систем занимались русский публицист и социолог Н Я. Данилевский, известный русский и американский социолог П.А. Сорокин, немецкий ученый О. Шпенглер, английский историк, философ А. Тойнби, американский социолог Н. Смелзер, канадский ученый Р. Рюттингер, американские ученые-менеджеры Джон В. Ныостром, Кейт Дэвис и др.3. Пока еще единственная монография отечественного ученого В.А. Спивака4 посвящена роли и месту корпоративной культуры в достижении целей организации. В рамках культуры предпринимательства теоретические и методические основы культуры организации изучает В.В. Томилов5. Таким образом, в отечественных и зарубежных разработках, посвященных исследованию корпоративной культуры, рассматриваются ее функции,
' Мсскон М.Х., Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. - С. 116.
: Field theory’ in social science. N.Y. ,1951.
1 Социология. М.: В.тадос. 1995. - С. 68-74; Social and cultural dynamics. N.Y., 1962. V. 1-4; Jarcdcr
Entscheidung Munch., 1933; Stady оГhistory’. L.. 1934-1961; СмелзерH. Социология. М., 1994. C. 168-1%;
Рюгтингер P. Культура предпринимательства. М., 1992. - С. 113-120; Ньюсгром Дж В., Дэвис К. Организационное поведение. С-Пб, 2000.
Спнвак В. А. Корпоративная культура. СПб, 2001.
5 Томнлов В. 13. Культура предпринимательства. СПб, 2001.
17
- особенностями протекания конфликтов и способами их решения.
Определение организационной культуры, данное французскими социологами С. Мишоном и II. Штерном («Организационная культура есть совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присушим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта») подчеркивает, что культура предприятия находится в прямой зависимости от фундаментальных идей, ценностей, символов и образцов поведения всего общества. На их основе интегрируются индивиды и группы, через них осуществляется ценностный и нормативный контроль за их поведением.
Американский социолог Е. Н. Штейн даст следующее определение организационной культуры: «Организационная культура есть набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность. Эти правила и приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные».
Содержание организационной культуры не является чем-то надуманным или случайным, а вырабатывается в ходе практической предпринимательской деятельности, связей взаимодействий и отношений, как ответ на запросы, ставящиеся перед организацией внешней и внутренней средой. Это содержание действует достаточно долго, оно прошло испытание временем. Но для каждого конкретного члена организации оно существует как нечто данное.
Культура предприятия выражает коллективные представления о целях и способах предпринимательской деятельности данного предприятия. Французский социолог Н. Лемэтр подчеркивает, что культура предприятия -эго система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами, или иначе культура организации характеризуется общим взглядом на то, что представляет собой данное предприятие, какова его экономическая и социальная роль, какое место оно занимает по отношению к своим конкурентам, о его обязательствах перед клиентами, о его персонале, акционерах и т.д.
Каждый сотрудник предприятия должен осознает свою роль в его системе, то, что от него ждут и как наилучшим образом он может ответить на эти ожидания, знать, что он может ждать от предприятия, если будет плодотворно выполнять свою миссию и что в случае нарушения норм будет подвергнут наказанию. Таким образом, корпоративные нормы мобилизуют членов организации и направляют на достижение целей предприятия.
Организационные ценности - это предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. На
18
предприятиях, как и в других социальных организациях, существует довольно большое количество ценностей. Каковы главные из них?
Функционирование производственных организаций связано со взаимодействием двух составляющих: средств производства и рабочей силы. Качество работы связано с удовлетворением разнообразных потребностей работников предприятии, осуществляемым в рамках социальной политики производственных организаций. Количественные и качественные показатели реализации социальной политики предприятии, представляют совой важнейшую организационную ценность общего тана.
Помимо общих ценностей, определяющих функционирование производственных организаций, существует еще целый набор внутриорганизационных ценностей: функциональный и структурный
порядок, трудовое поведение работников, включая соблюдение ими технологической дисциплины. Исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусных обязанностей, являются как бы интегрирующими качествами производственной организации. Но у организаций есть потребность во внедрении новшеств, в изменении структуры, технологий, отношений, функций. Новаторство, инициативность, творческие наклонности также в определенной мере представляют собой внутриор^низационные ценности.
Ценности предприятии, объективно вытекающие из условий осуществления предпринимательской деятельности являются составной частью культуры предприятий. Однако на каждом предприятии эти ценности имеют свои модификации. Способность предприятия создать ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур того или иного предприятия,, по мнению Т. Питерса и Ф. Уотермена, является одним из самых глубоких источников процветания предприятий.
Совокупность ценностей составляют «философию» данного предприятия. Так, знаменитая американская компания по производству электронной техники ИБМ в качестве важнейших принципов своей деятельности выдвигает 3 таких принципа: 1) каждый человек заслуживает уважения; 2) каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно; 3) добиваться совершенства во всем. Эти принципы были провозглашены основателем компании Томасом Дж. Уотсоном-старшим в 1914 году и неуклонно претворялись на протяжении всей истории существования этой компании.
Французский социолог, специалист по организационной культуре Н. Лемэтр отмечает, что руководящие принципы предприятий находятся в тесной зависимости от культуры окружающей среды. Предприятия используют ценности глобального общества как основу для ценностнонормативной системы предприятий, формулируют их в терминах господствующей в данном обществе этики. И это создает большой мобилизующий эффект, потому чго предприятия в своей предпринимательской деятельности опираются на глубоко личные