Ви є тут

Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения : на примере регионов Среднего Поволжья

Автор: 
Данилова Елена Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293619
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В
РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ 12
1.1 Молодежь в региональном социуме: теоретический аспект... 12
1.2 Трансформация институтов социализации молодежи на современном
этапе развития российского общества 36
ГЛАВА И. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДОСУГОВЫЕ
ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ) 78
2.1 Ценностные ориентации молодежи в региональном социуме, 78
2.2 Досуг молодежи: возможности и предпочтения в контексте
социализации 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
Библиографический список 131
Приложение А 148
Приложение Б 149
Приложение В 151
I
14
пола - «boy» (в английском языке), «garçon» (во французском), которые на современном языке переводятся как «мальчик», — тогда служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущего независимый образ жизни. В те времена никаких специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово «ребенок» выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия.
В этой связи Н. Смелзер укачивает, что в средневековом обществе детство не рассматривалось как особый жизненный этап в структуре развития личности: «В обществах средневековой Европы с детьми
обращались, как с взрослыми, если они могли жить без постоянной опеки и присмотра. В то время не существовало представления о детстве как о жизненном этапе.» [135, с.371].
И. В. Бестужев-Лада рассуждает о том, что ранее к зрелому возрасту относились люди приблизительно с 16 и до 35 лет. В наши дни категория зрелости относится скорее к тем, кто достиг 30-35 или даже 40-летнего рубежа, но по приводимой социологом фадации, эти люди будут уже относиться к пожилому возрасту (с 30-35 до 45-50 лет) [12, с Л 9-20].
Исследователи (П. И. Бабочкин, И. В. Бестужев-Лада, Ю. Г. Волков, С. Н. Иконникова, А. С. Панарин, Н. Смелзер) сходятся во мнении, что в современном понимании, молодости у многих из наших предков не существовало. Дети, иногда даже не достигнув юношеского возраста, начинали работать наравне с взрослыми, они рано женились и рожали детей. То есть, образно говоря, из детства попадали сразу во взрослый мир, минуя период молодости, столь важный для становления и развития полноценной личности.
I
Характерно, что длительность молодости зависела от принадлежности к определенному классу, сословию. В один и тот же исторический период фаза молодости для различных социальных групп населения была неодинаковой. Так, П. И. Бабочкин отмечает, что «в период феодализма для
15
крестьянских детей ее практически не было, а для молодых дворян она занимала длительный период, поскольку для юношей необходимо было освоение особых мужских социальных ролей, требующих времени» [7, с.25]. Еще древнегреческий философ Платон писал об иерархическом подходе к определению продолжительности молодости: «...так поступают особенно те, у кого больше возможностей, а больше возможностей у тех, кто богаче. Их дети, начав ходить к учителям с самого раннего возраста, позже всех перестают учиться» [ 107, с.209].
Подводя итог вышеизложенной полемике, нам представляется, что само понятие «молодежь» возникло много тысяч лет назад, но определение рамок возрастной градации данной группы до сих пор является предметом научных дискуссий. В силу того, что молодежь - явление не только возрастное, но социально-историческое, то вполне закономерно, что в разные
I
исторические эпохи под эту категорию попадали люди различного возраста.
Молодые люди составляют часть общества и на них неизбежно отражаются все процессы и закономерности общественных отношений, поэтому выделение молодежи лишь в возрастную группу неправомерно, так как возраст не является единственным фуппообразующим признаком. В подтверждение этому Б. Ц. Урланис пишет: «группировка по возрасту может быть дана в сочетании с группировкой по ряду других признаков, и тогда нашему взору открывается вся картина жизни данного поколения, его судьба, его история» [161, с.17]. Поэтому в социологической теории утвердилось понимание молодежи как «социально-демографической группы общества, включающей в себя молодых людей от 16 до 30 лег; их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, а также ценностные ориентации, мировоззрение, интересы, потребности и социально-психологические свойства обусловлены характером социально-политического строя, общественными отношениями, исторической ситуацией» [43, с.53 ).
Филиппов Ф. Р. считает неудачным определение молодежи «через» название науки (демография), которая призвана изучать лишь некоторые