2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к анализу профессиональной адаптации студенческой молодежи.............................................. 17
1.1 Специфика профессиональной адаптации на допроизводет венном этапе профессиональной деятельности..................................17
1.2 Теоретическая модель стратегии профессиональной адаптации...33
1.3 Особенности социального пространства высших учебных заведений открытого и закрытого тина ...............................51
1.4 Критерии измерения уровня адаптирован ности студентов к
социальному пространству высших учебных заведений....................72
Глава 2. Анализ стратегий профессиональной адаптации студенческой молодежи.............................................................84
2.1 Методика исследования стратегий профессиональной адаптации студентов.......................................................... 84
2.2 Анализ адаптированности студентон к профессиональной деятельности.........................................................95
2.3 Анализ стратегий профессиональной адаптации студенческой
молодежи............................................................113
Заключение..........................................................135
Список литературы...................................................141
Приложения..........................................................171
Введение
3
Глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, необходимости обеспечения конкурентоспособности организаций, возможностей быстрого и адекватного их реагирования на изменения, связанные с развитием ноных технологий и ростом “нематериальных инвестиций”, требуют соответствующей организации квалифицированного труда и особого внимания к профессиональной подготовке специалистов. В практическом решении зтой задачи важнейшая роль принадлежит высшему профессиональному образованию как ключевому фактору бесперебойного функционирования российского общества и его перехода в режим развития
В настоящее время решение получить высшее образование предшествует выбору профессии, г.е. абитуриент в первую очередь определяет свое будущее социальное положение. Иначе говоря, в основе выбора конкретной специальности лежит выбор будущего социального положения, а в основе профессиональной ориентации - ориентация социальная. В дальнейшем, в ходе обучения в вузе, происходит определенное приобщение к профессии, однако темпы его невелики. Причиной выступают как особенности организации учебного процесса, так и невостребованность выпускников рынком труда. Отсюда невысокий уровень учебнопознавательной активности, прагматическое отношение к учебе. И хотя студенты вполне положительно относятся к получаемой профессии, работать по специальности планируют только некоторые1.
То, что социальное и профессиональное продвижение выпускников осуществляется не всегда с получаемой в вузе специальностью, позволяет сделать вывод о том, что современное высшее образование в определенной
Старосотш 0:022 В.Ю. Исследование про фесе '.ом алы илх орнаггаимй студенческой молодежи/ ВЛО. Стзрасапшхоаа II Современные исследования социальных проблем: Сборник материалов Общероссийской научно-практической конференции. Выпуск 3, Сошшию-эмшочические проблемы развития обшестиа/Под общ. Ред. сов. РАЕ Я А. Максимова - Красноярск, 2009. С. 191 - 193
Приложения включают в себя бланки анкет и использованных при проведении социологического исследования.
16
интервью,
17
Глава 1. Теоретические подходы к анализу профессиональной
адаптации студен!ческой молодежи
1.1 Специфика профессиональной адаптации на
допроизводственном этапе профессиональной деятельности
Основы научной теории адаптации были заложены двумя противоборствующими направлениями в биологии, объяснившими ее природу как результат жесткого детерминизма среды (Ж.Б. Ламарк1) и как статическую закономерность, обусловленную естественным отбором (Ч. Дарвин2).
Несмотря на то, что биология и медицина имели давние 'традиции исследования адаптации, в социологической науке данное понятие начало использоваться лишь в конце ХТХ — начале XX в. Потребность в изучении адаптационных процессов в континууме социальных отношений была обусловлена динамичностью развития общества и, как следствие, усложнением приспособления человека к быстроизменяющимся условиям социальной среды. Одним из первых среди социологов к проблемам адаптации обратился представитель органической школы Г. Спенсер, который пытался объяснить социальную жизнь путем прямой проекции на нее биологических закономерностей, определяя социальную адаптацию как комплекс реакций приспособления к изменению условий и факторов жизнедеятельности индивидов.3
Дальнейшее развитие понятие социальной адаптации получило в трудах Э. Дюркгейма4, показавшего, как в процессе адаптации происходит интериоризация индивидом социальных норм; М. Бебера5, обосновавшего
1 Ламар;: Ж.Б. Избранные произведения. М., 1959.
2 Яблоков А.В.. Юсуфов Л.Г. Эволюционное учение: Дарвинизм. - М., 1989г.
3 Спенсер, Г. Указ. соч. С. 114.
4Дюркгсйм Э. Социология. М., 1995.
5 Вебер М. Избранные произведения! М. Вебер. - М. 1990;
- Київ+380960830922