2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
1. Теоретико-методологические основы исследования социокультурных ценностей студенчества..................... 12
1.1. Социокультурные ценности как социологическая категория ....................................... 12
1.2. Особенности социокультурных ценностей студенчества,
как специфической социально демографической группы 36
2. Влияние различных социально-этнических культур на формирование социокультурных ценностей студенчества 65
2.1. Социально-профессиональные и жизненные ориентации студентов........................................ 65
2.2. Мировоззренческие и нравственные ценности современного студенчества........................ 89
2.3. Ценностные ориентации и активность студенчества
в общественно политической сфере...................... 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .......................... 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .............................................. 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 2............................................... 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 3............................................... 158
ПРИЛОЖЕНИЕ4
161
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике российских и зарубежных исследовательских проектов последних лет. Интерес к данной теме объясняется тем, что социокультурные ценности, являясь результатом социального и культурного развития общества, представляют собой своеобразную «призму», через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социетальной системе общества, выявить их латентное содержание и направление функционирования.
Кардинальные перемены в области российского общественного сознания в результате проведения политических, социальных и экономических реформ происходят на фоне глобальных изменений в базовых ценностях населения многих западных обществ, где в результате достигнутого высокого уровня благосостояния, происходит постепенный сдвиг приоритета от «материалистических» ценностей (ориентированных на экономическую и физическую безопасность) к ценностям «постматериальным» (самовыражения и качества жизни).
Значимость постиндустриальных ценностей усиливается в связи с возникновением глобальных проблем выживания человечества, когда на первое место выходят: политика всеобщего ненасильственного мира; преодоление духовной, религиозной, национальной нетерпимости; движение к добровольному объединению этнических и национальных общностей при сохранении их самобытности на основе единых общечеловеческих ценностей.
Данный процесс и сложные социально-политические и экономические условия развития российского общества способствуют возникновению в ценностном сознании россиян двух разновскторных тенденций: актуализации материальных ценностей и стремление к новым формам
16
Широкий диапазон определений понятия ценность: от вещи до идеала и выполняющей функцию от социальной установки поведения до элемента, преобразующего социальную действительность, даёт нам основание предположить, что ценности по своей структуре и содержанию являются
сложным многоуровневым понятием, которое требует необходимого
разъяснения и уточнения.
При определении понятия ценности мы исходим из того, что ценность является продуктом социального взаимодействия. Поэтому и рассматривать её надо через составляющие элементы этого взаимодействия. Структура социального взаимодействия, по словам П.А. Сорокина, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность, как субъект взаимодействия; 2) общество, как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура, как совокупность значений, ценностей, норм, которыми владеют
взаимодействующие лица и совокупность носителей, которые
объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.16
Ценность, как мы видим, является компонентом культуры, но её должное рассмотрение невозможно без изучения двух других составляющих триады: общества и человека в нём. В результате их взаимодействия и складывается понятие ценности как чего-то важного и значимого для всех членов общества.
Общество, по мнению большинства исследователей, представляет собой систему социальных отношений, носителями которых являются люди, социальные группы и т.д. - испытывающие определенные потребности, которые они реализуют через деятельность. Деятельность, в свою очередь, регулируется существующими в обществе нормами и ценностями.
Человек выполняет в обществе системообразующую функцию, но по своей природе является существом биологическим. Как существо
16 См. Сорокин П.Л. Родовая структура социокультурных явлений.// Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат. 1992. - С.218
17
биологическое имеет ряд врожденных потребностей, реализация которых является для него жизненноважным. Эти потребности в иерархии потребностей А. Маслоу1 носят название первичных «низших» и включают:
1) физиологические и сексуальные потребности (в пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, воспроизводстве людей и т.д.).
2) Экзистенциональные потребности - в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности и т.п.
11а основании данных потребностей некоторые исследователи (Попов С.И., Брожик В18, и др.) выделяют, так называемые, первичные ценности. К первичным ценностям они относят: гедонистические (удовольствия,
удовлетворения и т.п.); охранительные (самосохранение, стабильность существования организма); натурально-этические и эстетические («естественное» добро и зло, связанные, к примеру, с природными богатствами или стихийными бедствиями).
Первичные ценности, по мнению американского философа Дж. Пока, генетически запрограммированы и постоянно воспроизводятся в последующих поколениях. Наличие данных ценностей необходимо для поддержания существования человека как биологического существа.
Для нас наибольший интерес представляют ценности, связанные с социальной природой человека. Человек живёт в обществе, состоящем из других подобных ему индивидов, с которыми он вступает в отношения, т.е. проявляется его социальная сущность. В социальной среде возникают так называемые «вторичные» ценности, имеющие социобиологическую природу. Существование или происхождение «вторичных» ценностей объясняется способностью человека к разумной умственной деятельности.
1 См. Маслоу А.Г. Мотивация и личность (пер. с англ.). - СПб.: Евразия. 1999 или Теория человеческих отношений. Некоторые проблемы исследования мотивации поведения//Западная социология. - СПб, 1997 -С. 180-188
'* См. Врожик В. Идеологическое значение конфронтации марксистко-ленинской и буржуазной философии по проблеме ценностей и ценностных ориснташш'/Исторический материализм и актуальные проблемы современности. - М.: Изд-во Московского ун-та., 1980 - С. 131-146.
- Київ+380960830922