Ви є тут

Межпоколенческие отношения в трансформирующемся российском обществе: динамика и интегративный потенциал

Автор: 
Дуарова Марьяна Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302766
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования мсжпоколенческнх отношении в условиях трансформации российского общества..........................................................21
§ 1. Теоретические проблемы исследования межпоколенческих отношений в
социологической литературе...................................22
§ 2. Российское общество в условиях трансформации: теоретические и
методологические проблемы исследования.......................44
§ 3 Аксиологическая динамика и межпоколенческая преемственность в условиях трансформации российского общества: проблема построения теоретико-методологического конструкта исследования..........63
Глава 2. Динамики межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе и оценка эффективности их интегративного потенциала в условиях аксиологического кризиса...........................................................88
§ 1. Аксиологическое пространство современного российского общества и
ценностные приоритеты россиян................................89
§ 2. «Отцы» и «дети» в современной России: динамка межпоколенческих
отношений и специфика межпоколенческих разрывов.............107
§ 3. Интегративный потенциал межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе и методы его повышения в условиях аксиологического кризиса...........................128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................150
ЛИТЕРАТУРА......................................................156
2
Введение
Актуальность работы. Проблема «отцов» и «детей» всегда относилась к разряду тех, которые вызывали интерес у поэтов, мыслителей, ученых. Каждое новое поколение выносится «на суд» прежним, прошедшим этап своего духовно-нравственного и социального становления. Этот процесс по мере разрушения традиционных устоев общества набирал силу и- обрел высокую актуальность в современную эпоху, которая как никогда прежде с легкостью отрекается от накопленного предшествующими поколениями опыта, подвергает его критике, предлагая множество новых жизненных стилей, систем мировоззрения и поведения. Плюралистичность современного мира, отсутствие единства его восприятия в сознании различных поколений не позволяет ответить однозначно на вопрос: хорошо это или плохо, и дискуссии но этому поводу разгораются все ярче и ярче по мере увеличения скорости динамики общественного развития.
Социокультурный мир уже нс представляет былой целостности в параметрах временной текучести, изменяясь еще при жизни одного поколения. Уже не является неоспоримым тезис о межпоколенческой преемственности как механизме передачи социокультурного опыта и социального капитала от старшего поколения младшему, и, более того, все четче вырисовываются контуры префигуративной культуры как культуры с доминирующим положением молодого поколения, задающего тон и характер социального и культурного развития.
Российское общество, активно трансформирующееся на протяжении последних десятилетий, стоит перед целым рядом проблем, связанных со стабилизацией социально-экономической и политической ситуации в стране, построением демократического и гражданского общества, а также правового государства. Игнорирование проблемы межпоколенческих взаимодействий и диалога между поколения, нарушение которого не способствует решению остро стоящих перед страной задач, недопустимо с позиций оптимизации
межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе и обозначены меры социально-государственного регулирования и повышения интеграционного потенциала межпоколенческих отношений в .' условиях аксиологического кризиса. •. '
Данные элементы новизны нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Изучение межпоколенческих отношений имеет важное значение для понимания специфики социальной и культурной динамики* с- высокой скоростью протекающей в современном обществе, в том числе российском. Обобщая имеющиеся дефиниции понятия поколения и критерии выделения той или иной социальной общности как отдельного поколения, сложившиеся в социологической науке, поколение можно рассматривать как определенную социально-демографическую и социокультурную общность, которая характеризуется наличием общего социального опыта, сформировавшегося в конкретных исторических, социально-экономических и- социокультурных условиях на/ определенном этапе общественного развития. В’свою очередь, межпоколенческие отношения представляют собой отношения, скрепленные социальными связями, формирующимися между поколенческими общностями в ходе взаимодействия в определенных исторических и социокультурных условиях.
2. Важнейшей методологической проблемой изучения трансформации современного российского общества является поиск наиболее адекватного методологического инструментария, необходимого1 для создания- целостной картины социальной реальности, соответствующей специфике российского1 общества и происходящих в нем трансформационных процессов. В рамках изучения межпоколенческих отношений в трансформирующемся российском обществе наиболее эффективными можно считать социокультурный и неоииституциональный подходы, потенциал которых основан на интерпретации общества как динамичного единства культуры и социальности, на пересечении и
16
взаимопроникновении которых в эпоху преобразований формируются трансформационные сдвиги, опосредованные социальной активностью индивида как субъекта трансформационного процесса и институциональными изменениями.
3. В условиях высокой социокультурной и аксиологической динамики общественного развития межпоколенческие отношения выполняют особую роль, обеспечивая сохранение образа культуры- и ее наследия в исторической преемственности как необходимого условия жизнеспособности общества- и бессмертия его культурной уникальности и самобытности. В «зеркале» культуры находит свое отражение облик каждого поколения, привносящего свой социокультурный опыт и капитал для развития базовых образцов культуры. Изучение процесса межпоколенческой преемственности в условиях аксиологической динамики может осуществляться на основе различных методологических и теоретических подходов, среди которых целесообразно использовать потенциал, прежде всего, неоинституционального, социокультурного, социализационного и адаптационно-деятельностного подходов, комплексное использование- которых позволяет в столь же комплексном виде исследовать корреляционную зависимость между процессами ценностной динамики и межпоколенческой преемственности в условиях трансформации российского общества.
4. В результате трансформационных процессов, затронувших все общество и все сферы его жизнедеятельности, аксиологическое пространство российского социума, утратив прежнее ценностное единство, стало открытым для ценностей иной культуры, рационально-индивидуалистической, необходимой россиянам для успешной адаптации к изменившимся условиям социально-экономической жизни. Неминуемые изменения в сознании и поведении россиян, ориентирующихся в своей практической деятельности на ценности, способствующие достижению жизненного благосостояния, но при этом еще сохраняющих на культурно-подсознательном уровне приверженность
17