Ви є тут

Институт высшего образования в вопроизводстве социально-профессиональной структуры современного российского общества

Автор: 
Мосиенко Ольга Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
306141
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ С. 3-18
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ С. 19-55 ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Методологические подходы к анализу социальных функций С. 19-37 образования
1.2. Влияние института образования на процессы воспроизводства С. 37-55 социальной структуры общества и развитие социальных отношений
ГЛАВА П. ВЕКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ВЫСШЕГО С. 56-121 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Динамика воспроизводства социально-профессиональной С. 56-76 структуры современного российского общества
2.2. Вторичная занятость студенческой молодежи (сравнительный С. 76-94 анализ эмпирических материалов)
2.3. Исследование системы механизмов взаимодействия российского С. 95-121 рынка образовательных услуг и рынка труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 122-125
ЛИТЕРАТУРА С. 126-139
ПРИЛОЖЕНИЯ С. 140-172
1. Таблицы 2.2., 2.3. Выпуск специалистов образовательными С. 140-142
учреждениями среднего и высшего профессионального образования в
2004-2010 гг.
2. Анкета студента «Социализация и воспитание студенческой С. 143-158
молодежи вузов Ростовской области»
3. Анкета работодателя «Социализация и воспитание студенческой С. 159-164 молодежи вузов Ростовской области»
4. Анкета эксперта «Социализация и воспитание студенческой С. 165-172
молодежи вузов Ростовской области»
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Взаимосвязь системы образования и социальной структуры общества - актуальная сфера исследований в мировой и отечественной социологии. Институт образования с его формальными организациями, осуществляя формирование личности путем активного участия в процессе ее социализации, играет важную роль в сохранении и изменении (воспроизводстве) социальной структуры. Он влияет на условия и возможности вертикальной и горизонтальной мобильности, трансмиссии и конверсии социальных и личностных статусов. В то же время различные социальные фуппы стремятся реализовывать свои интересы посредством системы образования, теми или иными способами оказывая явное либо латентное воздействие на ее структуру и функционирование.
Изучение института образования привлекает сегодня все большее внимание исследователей в связи с возрастанием амбивалентной роли, которую он играет в современном обществе. Всегда актуальные вопросы неравенства, дифференциации, мобильности неизбежно оказываются связанными с образованием в силу выполняемых им функций. С одной стороны, это интеграция потенциальных возможностей, предоставляемых обществом в области образования: учиться, получать знания, квалификацию и др. Л с другой стороны, образование - ценность не только терминальная, но и инструментальная, т.с. способ достижения целей, капитал для инвестирования1.
В настоящее время, образование выступает одновременно как фактор дифференциации и интеграции общества. Интегративная функция образования заключается в модернизации данного социального института путем обеспечения качества современного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из приоритетных задач современной государственной образовательной политики в нашей стране - это приведение
1 Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») //
Социологические исследования. 2003. №5. с. 90.
г
16
прогнозирование развития экономики регионов и определение потребностей в кадрах на основе мониторинговых и социологических исследований, что позволит оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов молодежи с учетом их индивидуальных склонностей с одной стороны и потребностей экономики, с другой. Чтобы выполнить эти условия, необходима координация интересов работодателей, наемных работников, учебных заведений и органов власти, а не традиционный анализ ресурсов вузов и процесса обучения. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и один из главных механизмов решения этой проблемы - взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда для воспроизводства прогрессивной социально-профессиональной структуры в нашей стране.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы
диссертационного исследования заключается в постановке проблемы воспроизводства социально-профессиональной структуры российского общества под практико-преобразовагельным воздействием функционирования института высшего образования. Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней интегрированы возможности нескольких подходов, теорий и концепций, оправдавших себя в практике социологических исследований. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в целях более полной систематизации основного категориального аппарата в его социологической интерпретации и расширении анализа воспроизводства системы распределительных социальных отношений неравенства в обществе.
Практическая значимость работы объясняется обобщением нового эмпирического материала по проблемам функционирования и дисфункционирования института образования, профессиональной мотивации, занятости, трудоустройства отечественной студенческой молодежи. Результаты
17
также могут быть использованы в составлении программ социального развития молодежи и образования на муниципальном и региональном уровнях. Материалы исследования могут стать основой при подготовке учебных, специальных или вариативных курсов в области социологии молодежи и социологии образования.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены к обсуждению на семи международных научно-практических конференциях: научная конференция кафедры
политической социологии ЮФУ «Социально-политические проблемы в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, октябрь 2009); III научно-практическая конференция «Молодежь и наука: реальность и будущее» (г. Невинномысск, январь 2010); VII и VIII гендерные чтения «Гендер в ракурсе социальных и гуманитарных наук», и «Гендерная современность: векторы развития» на базе факультета социологии и политологии ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, март 2010-2011); научно-практическая конференция «Корпоративная культура вуза как фактор воспитания и подготовки современного специалиста» (г. Ростов-на-Дону, апрель 2010); научно-практическая Интернет-конференция (wwvv.sworId.com.ua) «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2011» (г. Одесса (Украина), июнь 2011); международная заочная электронная конференция «Актуальные проблемы современности» (г. Ростов-на-Доиу, июль, 2011). На четырех всероссийских научных конференциях: VII научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века - будущее российской науки» (г. Ростов-на-Дону, май 2009); научная конференция «Методология, теория и история социологии» (г. Ростов-на-Дону, ноябрь 2011); научно-практическая конференция VI Ковалевские чтения на базе факультета социологии СПбГУ (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2011); IV Всероссийский социологический конгресс (г. Москва, февраль 2012). А также на шести межрегиональных и межвузовских научных конференциях: ежегодная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Неделя науки» факультета