Оглавление
Введение ........................................................4
Раздел I. Теоретико-методологические константы
образовательного дискурса
Глава 1. Динамика становления исследований
по социологии образования .............................. 22
Зарубежные подходы ...........................................22
Исследования в дореволюционной России .........................25
Исследования в постреволюционной России .......................30
Исследования в послевоенной России.............................32
Исследования в современной России .............................40
Выводы по первой главе.........................................45
Глава 2. Концептуальная матрица образовательного дискурса ........48
Теоретические подходы и методологические проблемы
определения дискурса ..........................................48
Дискурс как предмет междисциплинарного изучения ...............56
Образовательный дискурс ......................................63
Проблемный сдвиг: от лингвистического
к социологическому дискурсу ..................................67
Дискурс и общественное сознание ...............................72
Выводы по второй главе ........................................77
Раздел II. Образовательный дискурс в разрезе социальных систем Глава 3. Образовательный дискурс в институционально-
средовом контексте ...................................,.79
Дискурс и образование как социальный институт..................79
Акторы и агенты образовательного дискурса .....................88
Состояние системы образования в 1990-2000-е годы..............105
Общественный дискурс в глобальную эпоху ......................118
Выводы по третьей главе ...................................... 127
Глава 4. Образовательный дискурс в контексте
социальной стратификации................................129
Неравный доступ к образованию и жизненные шансы...............129
Образование и социальная мобильность........................ 143
Дискурс о платном обучении ................................... 150
Выводы по четвертой главе..................................... 160
Глава 5. Коммуникационное поле социально-образовательного
дискурса.................................................162
Диалоговое пространство и дискурсивные практики ...............162
Деформации образовательного дискурса .........................179
Выводы по пятой главе..........................................187
Раздел III. Основные типы образовательного дискурса в современной России
Глава 6. Образовательное пространство и Болонский процесс ........190
Межнациональное образовательное пространство ..................190
Мировое образовательное пространство ..........................194
Структурные единицы Болонской системы ...................... 209
Выводы по шестой главе ........................................220
Глава 7. Реформы образования как форма проявления
общественного дискурса ..................................224
Реформа образования с теоретико-методологических позиций ......224
Реформы образования в исторической ретроспективе ..............229
Реформы в современной российской системе образования...........243
Выводы по седьмой главе........................................259
Глава 8. Дискурс по поводу единого государственного
экзамена (ЕГЭ) .........................................261
Теория и практика ЕГЭ ........................................ 261
Аргументы «за» и «против» ЕГЭ .................................275
Зарубежный опыт ...............................................289
Выводы по восьмой главе ...................................... 300
Глава 9. Опыт социологического исследования дискурса по поводу присоединения России к Болонскому процессу
и структурным изменениям в высшей школе .................302
Выводы по девятой главе ...................................... 389
Заключение ...................................................... 391
Библиография .................................................... 403
Приложения ...................................................... 435
44
положение подтверждается и данными другого исследования, проведенного в 1993 году1, в котором среди слагаемых успеха у молодых людей (группа до 20 лет) на первом месте стоит хорошее образование; на втором - высокая профессиональная квалификация и способности; на третьем - способность много работать; у группы 20-29 лет соответственно умение работать, протекция, хорошее образование и предприимчивость.
Многие из нынешнего поколения студентов, более прагматичного и утилитарного, чем прежние, используют вуз как удачную стартовую площадку для приобретения полезных знакомств и связей. В этом смысле образование в молодежной шкале ценностей постепенно набирает очки. Позади те беспечные времена, когда наличие диплома для достижения успеха в жизни считалось необязательным. Таким образом, формула социализации нового поколения молодых россиян - «успех через образование». Как показывают данные исследований, проведенных в нескольких московских вузах, в числе приоритетных ценностей студенты чаще всего называют престижную, высокооплачиваемую работу и личную свободу. В будущее они смотрят спокойно, хотя и без особых иллюзий. На место романтическому студенческому братству приходит суровый индивидуализм2. Исследования JI.C. Щенникова показывают, что в 1990-е годы образ интеллектуала, который ориентируется не только в технических, но и в гуманитарных вопросах, уходит в прошлое3.
Многолетние обследования студенческой молодежи, проводимые учеными МГТУ им. Н.Э. Баумана4 и завершенные в 2003 г., были посвящены изучению представлений студентов о возможностях собственной социализации в первые годы после окончания вуза и связанной с этим мотивацией учебной и профессиональной деятельности:
1 Баранова Л.А., Петрушенко Т.К. Об оценке молодежью условий успеха в жизни // Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международной научно-практической конференции. Москва - Санкт-Петербург, 1994. -С. 145.
2 Кольчик С. Студент сегодня уже не бедный // Аргументы и факты.- 2000. -№ 16.
3 Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов. // Социол. исслед. -1999.- Xo8.-C.98.
4 Багдасарьян Н.Г., Немцов A.A., Кансузян JI.B. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс. - 2003. - Х9 6. -С. 113-119.
45
сравнение мотивов обучения в вузе, представлений о возможностях профессионального самоопределения через 3 года после окончания вуза, некоторых основных характеристик личности. Обнаружено, что чем выше уровень профессиональных притязаний у студентов, тем более значимыми в их мотивации получения высшего образования являются следующие детерминанты: стать преподавателем вуза по своей специальности,
расширить культурный кругозор, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, занять высокую руководящую должность, стать учеником и последователем крупного ученого. Относительно низкое положение занимает такой мотив, как возможность стать дипломированным специалистом узкой области. Как выяснилось, 81,1% студентов ожидают, что через 3 года после окончания вуза их ежемесячный заработок будет находиться в интервале от 300 до 1000 долл.; только 8,6% ориентированы получать после вуза не более 300 долл. в месяц; 10,3% ожидают, что через 3 года после окончания вуза ежемесячный заработок будет превышать 1000 долл.
Выводы по первой главе
Анализ эмпирических исследований, проведенных отечественными социологами за период с середины 1960-х годов по середину 2000-х годов показывает, что ими затрагивался широкий круг проблем, отражающих не только социальные изменения, которые претерпевало на каждом историческом рубеже система образования, но и трансформацию субъективных установок и ценностей, которых придерживались разные поколения обучающейся молодежи - одного из социальных агентов образовательного дискурса.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие социологии образования, стоит отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, A.B.Соколова, А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Г.Т.Артамонов, К.К.Колин. Анализ социальных процессов в системе образования и социальной структуры общества дан в работах З.Т.Голенковой, Т.И.Заславской, А.Г.Здравомыслова, Ю.А.Левады,
- Київ+380960830922