Ви є тут

Информатика и общество на пороге XXI века

Автор: 
Балабай Сергей Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000279166
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАТИКИ И НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ_________________________________________________15
§1. Структура и механизмы формирования информационной культуры
студентов_________________________________________________15
§ 2. Проблемы и эффективность непрерывной информационной подготовки
студентов________________________________________________ 45
§3. Научная информация и научные . знания будущих специалистов
(проблемы взаимодействия)__________________________________62
ГЛАВА И. ИНФОРМАТИКА И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ_____________________________85
§1. Информатизация образования как умножающийся социальный эффект
подготовки специалиста в вузе_____________________________ 85
§2. Познание и целеполагание в социальном механизме оптимизации обучения студентов на основе психолого-педагогических закономерностей
информатизации___________________________________________108
§3. Информатизация обучения и системный стиль мышления____126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________145
ПРИМЕЧАНИЯ_______________________________________________ 147
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________________149
СПИСОК ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 160
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Мир является свидетелем беспрецедентного по своим масштабам развития высшего образования и растущего осознания его жизненно важной роли для экономического и социального развития. При этом практически во всех странах мира высшее образование в той или иной степени переживает период реформ.
Современные тенденции в области высшего образования и стоящие перед ним новые задачи указывают на необходимость переосмысления его роли и миссии, выработки новых подходов и определения новых приоритетов развития.
Основу приоритетов и стратегий образования в изменяющемся мире составляют: способность воздействия этих сфер на социально-
экономические, политические и национальные изменения, ориентированные на развитие человечества; возрастание их влияния на формирование эффективного и справедливого мира, труда, на организацию гражданского общества, базовыми ценностями которого являются идеалы справедливости, гуманизма, демократии и прав человека. Анализ существующего опыта свидетельствует о необходимости учета четырех приоритетных направлений, которые в XXI веке по прогнозу должны стать решающими:
• производственные технологии;
• электроника и информационные технологии;
• новые материалы;
• науки о жизни и биотехнологии (технологии живых систем).
При этом выбор приоритетных направлений науки и техники не имеет практической значимости без конкретизации по соответствующим технологиям, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или
15
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАТИКИ И НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ §1. Структура и механизмы формирования информационной культуры студентов
Реформирование системы высшего образования связано, прежде всего, с глубоким обновлением его содержания. Действующие учебные планы и программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно-административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности будущего специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета региональных особенностей.
Информатизация является одним из важнейших направлений совершенствования обучения студентов гуманитарных факультетов университетов. В течение всего обучения необходимо осуществлять непрерывную подготовку студентов в области информатики. Это обеспечивается системой следующих взаимосвязанных между собой различных курсов в области информатики и информационных технологий: информатика и информационные технологии; введение в педагогическую информатику, образовательная инженерия, применение информационных технологий в обучении и научных исследования; информационное моделирование; курсы но выбору в области информатики и информационных технологий.6
Следует отметить, что опыт предостерегает нас от чересчур смелых прогнозов относительно плодов технического прогресса в образовании. Так,
16
Томас Эдисон серьезно ошибся, предрекая, что фонограф произведет революцию в образовании. Не смогли оказать сильного влияния на школу радио и телевидение, вопреки радужным предсказаниям о том, насколько легче станет учиться благодаря голубому экрану.
Можно утверждать, что во всех этих случаях прогнозы о роли техники в обучении нс оправдались не только в силу необходимости больших расходов, но и в результате сопротивления со стороны преподавателей, не справлявшихся с освоением новой технологии обучения.
Информатизация образования носит системный характер и требует соответствующего научного обеспечения, которое призвано осуществлять новое научное направление - педагогическая информатика.
При изучении педагогической информатики, которая должна излагаться в середине обучения, рассматриваются следующие разделы: основы информатизации, психолого-педагогические вопросы информатизации образования, компьютерные программы учебного назначения, компьютер в учебном процессе, технология мультимедиа в образовании, информатизация управления в сфере образования, инструментальные средства преподавателя 7
Огромную роль в формировании информационной культуры студентов гуманитарных специальностей университета играет курс «Информационное моделирование», который изучается на старших курсах обучения в университете. В этом курсе рассматриваются понятие о математической, компьютерной и информационной моделях, информационное моделирование как метод, типы информационных моделей,, информационные модели знаний, информационные модели в предметных областях, использование технологии мультимедиа для информационного моделирования.
Картина непрерывного формирования информационной культуры студентов гуманитарных специальностей будет неполной, если не учесть следующих курсов по выбору: информационные технологии для работников офиса, компьютерные издательские системы, использование пакетов