Содержание
Введение..............................................................2-10
Глава первая
Методологические подходы к изучению института гражданственности
§1. Институт гражданственности: понятие и структурные
элементы.........................................................11-38
§ 2. Влияние города на формирование и функционирование института гражданственности...................................................39-60
Глава вторая
Развитие института гражданственности в крупных, больших и малых
городах Урала
§ 1. Влияние института гражданственности на городской социум 61-80
§ 2. Анализ общих характеристик современного состояния института
гражданственности в городах Урала: эмпирический аспект..........81-104
§3. Специфические черты современного состояния
института гражданственности в городах разной людности..........105-118
Заключение......................................................119-124
Библиографический список........................................125-140
Приложение
141-151
2
Введение
Актуальность темы исследования. Изучение темы гражданственности имеет давнюю историческую традицию, и это неслучайно. Гражданственность - одна из тез базовых, краеугольных черт общества, которые лежат в фундаменте социума. По своей сути гражданственность означает степень кооперации людей в одно целое, степень отхода от биологических потребностей и движения к потребностям социальным, степень общности, единства людей. Гражданственность консолидирует общество, она лежит в основе коллективизма, предопределяя целостность и монолитность общественных образований. Гражданственность в ее наиболее развитой форме предполагает развитие таких ценностей, как права и свободы, мир и справедливость, ответственность ич социальное равенство. Это ценности развитого демократического и гражданского общества. На протяжении длительной истории существования люди стремились проанализировать сущность феномена гражданственности и выявить те факторы, которые можно использовать в качестве рычагов влияния на процессы ее формирования и функционирования.
В наше время мы являемся свидетелями достаточно пестрой картины: наряду со странами, в которых уровень 1ражданственности населения невысок, существуют режимы, где институт гражданственности развит достаточно хорошо. Одновременно наша собственная страна переживает этап сложного перехода от старой системы коммунистического правления, в котором институт гражданственности поддерживался силами власти, мощным механизмом агитации и пропаганды, к декларируемой демократии, реальность которой порой становится весьма иллюзорной. Сегодня в стране по-прежнему существуют силы, ностальгически вспоминающие прошлые времена, есть и такие, которые активно ратуют за западные модели развития гражданского общества. Между тем население, граждане России, будучи
13
выбора интересы и деятельность горожан выходят за пределы семейноличных отношений, когда они напрямую не связаны с его профессиональной активностью, но направлены на изменение условий существования других людей, на благо общества. Это может быть участие в городском субботнике, участие в благотворительном, развлекательном, спортивном мероприятии и, в том числе, участие в политике (участие в выборах президента, депутатов, мэра или в работе муниципальных властей).
В такой трактовке наша позиция близка к точке зрения Ю. Хабермаса, Р. Патнэма, Ж.Т. Тощенко. Американский ученый Р: Патнэм понимает «гражданственность» широко: по его мнению, гражданственность - это участие в любых видах организованной социальной активности (пение в хоре, заседания в клубе любителей пива, совместные замятия по изучению насекомых...)1. Отличие нашей позиции от позиции Р: Патнэма в том, что; на наш взгляд, термин «гражданственность» - более строгое понятие. Хотя гражданственность может возникнуть на любой почве, проявиться в любом, виде деятельности, все же гражданственностью она. может считаться только тогда, когда деятельность человека ориентирована на интересы других, а не исключительно на свои личные, семейные или профессиональные интересы. Социальный субъект действительно может демонстрировать гражданственность, участвуя в любом виде социально-организованной активности, в том числе и «через членство в воскресном хоре или в обществе любителей птиц»2, когда он делает это в основном для других, а не только для себя, то есть в том случае, когда социально-групповые или социетальные интересы доминируют над индивидуальными. Пример такого действительно гражданского поведения можно обнаружить в^ книге того же Р. Патнэма, когда он рассуждает о роли социальной нормы и рассматривает- случай с уборкой листьев в саду. "Ноябрь - месяц ненастный, и листья с моих деревьев будут, вероятно, лететь во дворы соседей. Вместе с тем для моих
1 Латном, Р. Чтобы демократия сработала. Гражданская традиция в современной Италии / Патнэм Р. М.,1996.
2 Там же, С. 115.
14
соседей неприемлема перспектива «скинуться» и предложить мне обойти вес дворы с граблями. Любовь к чистоте собственных газонов в наших местах весьма сильна, она способна даже помешать мне провести уик-энд перед телевизором. Этому не учат в школе, но если на улицу переезжает новичок, ему обязательно расскажут об этой норме. А осенью ее подкрепляют разговорами на улицах и ожесточенной очисткой собственных дворов. Лентяи же рискуют быть ославленными среди соседей, и поэтому грабли ни у кого не вызывают аллергии. Даже несмотря на то что; данная норма не имеет юридической силы и я предпочел бы посмотреть бейсбол, приходится все-таки подчиняться норме»1.
Ж.Т. Тощенко подходит к проблеме гражданского общества с точки зрения «социологии жизни». Он определяет гражданское общество как «совокупность определенным образом организованных исторически
сложившихся форм совместной жизнедеятельности, а также
общечеловеческих ценностей, которыми люди руководствуются- ВО' всех сферах общественной жизни - экономической, социальной, политической и духовной»2. В этом случае гражданственность таюкс не ограничена,
политической гражданственностью.
Высказанные выше соображения представляются нам необходимыми, поскольку выводят нас на социологический аспект изучения феномена гражданственности. В социологии гражданственность рассматривается с разных точек зрения. Самым распространенным подходом является
культурологический подход. В этом случае «гражданственность» понимается как «совокупность характеристик, свойственных фажданскому обществу», это культурные практики человечества, «качественная характеристика отношений» человека к самому себе и к окружающему его миру3 . В работах
1 Патнэм, Р. Чтобы демократия сработала. Гражданская традиция в современной Италии / Патнэм Р. М., 1996. С. 213.
: Основы политической социологии. Учебник / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.- Н-Новгород. 1998. С. 11.
3 Культура гражданственности / Под ред. док. соц. н., проф. Шапко В.Т. Екатеринбург, Н-Тагил, 2004. С.25, 35.
- Київ+380960830922