Ви є тут

Этика предпринимательства в контексте социокультурного процесса реформирующегося общества

Автор: 
Худайкулов Нуриддин Надирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000288513
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................с.3-9
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК КОМПОНЕНТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РЕФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА:
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......................................с. 10-65
1.1 .Особенности российских представлений о
предпринимательстве..................................с. 10-30
1.2.Институализация этических отношений в российском
обществе..............................................с.30-65
ГЛАВА 2.ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТСОВЕТСКОГО
ОБЩЕСТВА.............................................с.66-115
2.1 .Формирование этики предпринимательства как интерактивный
социокультурный процесс.................................с.66-84
2.2.Этика предпринимательства и самореализации человека в
реформирующемся обществе...............................с.84-101
2.3.Особенности этики мелкого и среднего.прсдприниматсльства в реформирующемся обществе.............................с. 101-115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................с. 116-122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с. 123-131
ПРИЛОЖЕНИЯ
с.132-144
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российские реформы разрушили унитарно-централизованную организацию социального пространства-произошло всеобъемлющее разу поря дочи ван ие всей системы социальных отношений, определивших дисфункциолизацию социально-культурных институтов. Сформировалась дихотомия: действия, противоречащие
укоренившимся в общественном сознании правилам, нормам, образцам поведения, но адекватные объективным обстоятельствам - действиям, соответствующие «старой» социальной культуре, противоречащие объективным обстоятельствам. Социальная культура утратила функцию адекватной ориентации субъекта в социальном пространстве.
Наследуемые социокультурные конструкты скорее дезориентируют, чем ориентируют, а новые ещё не сформировались, не сложились в систему мировоззрения и поэтому не могут быть интернализированы в общественном сознании. Возникла ситуация, когда культура сопротивляется изменениям, происходящим в политике, экономике и т.д.
Социальная культура как элемент макросистемы выступает в качестве объективного в отношении каждого отдельно взятого социального субъекта, но она в то же время субъективна, так как иоле её проявления- внутренний мир человека.
Структурные процессы экономической, политической жизни, мсжсубъектных отношений результат действий социальных субъектов, но они объективны, так как поле их проявления среда обитания.
В условиях радикальных реформ, когда основные векторы социальных процессов резко изменяют свою направленность, необходимо обостряется противоречие между объективным (социальная динамика) и субъективным (состояние социальной культуры). Понятно, что среда активно воздействует на внутренний мир человека, а последний определяет отношение человека к среде, тем самым оказывая обратное активное же воздействие на объективные
- 13 -
Некоторые авторы пытаются проследить связь между этикой российского дореволюционного предпринимательства с современными отношениями, в частности с московским старообрядчеством (см.83).Такая историческая аналогия даёт известные основания полагать, что и в современном российском обществе традиционный для развития капитализма фактор- религиозная зтика-может сыграть существенную роль. Так, по опубликованным В.В. Радаевым данным, треть предпринимателей считаются верующими, причём в более молодых по возрасту группах процент верующих выше (до 29 лет- 42%, после 60- 21%). Автор видит в этом "основы нового Духа", а в целом разрушение религиозного сознания, по мнению В.В. Радаева является наиболее серьёзным из всех негативных последствий советской власти (см. там же). Из этого автор делает справедливый вывод, что "в формировании норм экономического поведения... ведущие роли остаются за социокультурными и этическими факторами", хотя редукция всего многообразия последних к религиозному сознанию не может не вызывать сомнений (см.83).
Нели рассматривать этику как производное от религиозного сознания, то тогда любая форма сознания, кроме религиозной, является разрушительной для общества. Такое рассмотрение социальнопсихологических форм межчеловеческих отношений приводит к тому, что эти отношения ставятся в зависимость от какой-либо унитарнодоминирующей идеологии, от политических условий, а это далеко от действительности (см. приложение 1). Исторически этические отношения действительно оказались включены в нормы религиозной морали на очень ранних стадиях своего развития. Это связано с тем, что любая мыследеятельность в традиционном обществе неотделима от веры. Религиозное сознание включало в себя мораль, этику, художественное творчество, социальные отношения. М. Вебер проследил связь религиозного сознания и капиталистической этики. Она является логическим следствием
- 1 4 -
естественного развития религиозности в новых сферах деятельности при господстве религиозного сознания в целом.
Но если религиозное сознание утратило статус господствующей формы общественного сознания, межчеловеческие отношения уже не могут быть снова искусственно включены в прежние формы.
Более того, религиозные традиции России не способствовали положительной оценке предпринимательской деятельности. Православие категорически отрицает стремление к наживе и накопительству. Представление о положительной роли капиталиста связано почти исключительно только с его благотворительной деятельностью. Духовное совершенствование, которое воспитывалось православными нормами, в основном не было связано с деятельностью. Это исключительно духовное движение, имевшее целью сближение с богом. Вся мирская деятельность должна быть путём к нравственному совершенствованию. Личностное развитие возможно лишь через духовное очищение. Только достигнув того, что называется- именно духовным, нравственным "просветлением", человек готов к жизни и деятельности. Стяжательство же сопряжено с развитием человеческих пороков. И только признание за капиталистом прямой общественной пользы, может оправдать "делового человека". Отсюда отмечается то внимание, с которым в русском обществе подходили к благотворительной деятельности промышленников и купцов, и поэтому мы и наблюдаем столь широкое развитие меценатства в дореволюционной России. Оно связано с общественным одобрением частного бизнеса. Воспитанный в православных традициях, русский капиталист часто не мыслил себя вне круга духовной жизни народа и интеллигенции, он нуждался в благотворительном служении и из своих мировоззренческих установок- как человек, способный внести значительный вклад в национальную и народную культуру, и, одновременно, нуждался в общественном одобрении своей предпринимательской деятельности. Общественная польза не стоила слишком многого, если не сопровождалась личным совершенствованием. Предприниматель же только и