Ви є тут

Социальная специфика внедрения информационных технологий в региональную систему образования на рубеже XX-XXI веков : По материалам социологического исследования в Красноярском крае

Автор: 
Таскина Елена Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
274510
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания внедрения информационных технологий в постиндустриальном обществе 13
1.1 Феномен глобализации в постиндустриальном обществе............ 13
1.2 Социальные последствия внедрения информационных технологий в различных сферах современного общества............................ 29
1.3 Особенности процесса информатизации в системе образования 52
Глава 2. Информационные технологии в системе образования как фактор социального изменения структуры общества (на примере материалов социологического исследования).................... 67
2.1 Влияние социальной структуры Красноярского края на внедрение информационных технологий в систему образования..................... 67
2.2 Анализ использования информационных технологий в деятельности учебного заведения.................................................. 72
2.3 Специфика использования домашнего компьютера учащимися, педагогами, администраторами различных типов учебных заведений .... 103
2.4 Специфика использования информационных технологий в семьях
учащихся......................................................... 117
Заключение....................................................... 136
Библиографический список.......................................... 139
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
В конце XX века большинство предсказанных теоретиками социологии событий обрели свое реальное воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, широком распространении персональных компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. В настоящее время информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, потому что они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и социального контекста уже не представляется возможным.
Массовая компьютеризация и информатизация, внедрение и развитие новейшей информационной техники и технологии во все сферы общественной жизни вызвали значительные изменения в экономической, политической, социальной и духовной жизни многих стран мира. Анализ происходящих изменений показывает, что наряду с положительными результатами этих изменений возникают новые угрозы человечеству, и общество в значительной степени оказывается неподготовленным к ним. Так, сбой в информационных системах атомных электростанций, в базах данных военных, финансовых, хозяйственных, коммерческих структур может повлечь за собой непоправимые последствия. Кроме того, в связи с распространением информационных технологий в обществе возникает ряд проблем правового, морального, религиозного, идеологического и другого порядка.
Среди основных последствий внедрения и использования информационных технологий можно назвать изменение восприятия человеком окружающего мира, формирование нового типа массового сознания. Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
з
информационных и коммуникационных технологий. Эта революция может привести к фундаментальным изменениям в обществе, экономике и политике, которые, видимо, будут происходить значительно быстрее, чем когда-либо ранее [227,с. 14].
В тоже время глобализация все еще находится в начальной стадии и поэтому невозможно предсказать ее последствия [55, с. 18]. Но уже обозначились некоторые первые результаты этой новой системы мирового устройства. Глобализация стала одним из важнейших факторов развития в конце XX века. Однако ее воздействие на социально-экономические процессы и положение отдельных стран и регионов, по крайней мере, неоднозначно [227, с. 13-14]. Последние несколько лет не раз велись дискуссии представителями науки, бизнеса и даже главами государств о характере влияния глобализации, которые зачастую сводились к перечню угроз, вытекающих из этого процесса. Данная точка зрения, по мнению автора, имеет существенный изъян, т.к. любая развивающаяся система (в том числе и современное общество на стадии глобализации) должна иметь как минимум два элемента (в данном случае это - положительное и отрицательное влияние глобализации), противоречие между которыми и лежит в основе ее развития. В этом проявляется известный диалектический закон единства и борьбы противоположностей [154, с.57].
Рассматривая процесс глобализации, следует избегать такие познавательные модели, которые замыкают данный процесс в рамки линейности, механистичности, усредненности. Такие модели активно и действенно использовались на индустриальном этапе развития общества. Современное общество предъявляет новые требования к науке, заставляя не только развивать прежние научные теории, но и разрабатывать такие научные модели, которые в корне меняют восприятие и отношение к миру.
Для анализа информационного аспекта процесса глобализации важное значение имеет, например, известный принцип дополнительности Н.Бора. Этот принцип предполагает использование таких взаимосвязанных, но в тоже время взаимоисключающих понятий, как волна и корпускула, дискретное и непре-
19
рывное, силовое взаимодействие и информационное взаимодействие. В этом проявляется развитие представлений о единстве вещей, несовместимых с позиций формальной логики [153, с.57]. Среди гуманитарных наук принцип дополнительности использован в психологии А.Е.Широзии, где психика рассматривается как система отношений сознания и бессознательного друг с другом, а также в исследованиях американского психолога С.Грофа двойственной природы человека. Следовательно, современная научная картина мира опирается на синергетический подход, который дает возможность дополнить философский принцип всеобщей связи явлений положением об информационнокоммуникативной стороне этой связи. Среди современных социологических парадигм заслуживают внимание виталистская социология (С.И.Григорьев), системосоциогенетика (А.И.Субетто), теория изменения структурной целостности и дисгармонии социальных систем (Ю.М.Яковец), а также «универсумная» парадигма (В.Г.Немировский). В данной работе особо важное место занимает именно «универсумная» парадигма.
«Универсумная» парадигма опирается на достижения современной мировой науки, на традиции русской социально-философской мысли и, прежде всего, антропокосмизма. Центральное звено социологической «универсумной» парадигмы - признание общества (социальной реальности) как составной части высокоорганизованной Вселенной. Каждый из элементов этой системы при измерении своего состояния обязательно отражает и изменяет состояние других ее элементов и систем [74,с.69]. Таким образом, предметом универсумной социологии является эволюционирующий посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосмосу), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосмосу) [153, с.74]. Универсумная социология позволяет сформулировать ряд общеметодологических подходов, важнейшим из которых является принцип минимального универсума. Данный принцип выражает наименьшее количество характеристик, необходимых для описания любой развивающейся материальной системы. Кратко его можно