Ви є тут

Трансформация содержания и организации многоуровневого социального образования в современном российском регионе : На примере Алтайского края

Автор: 
Спицкая Галина Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000292060
179 грн
Додати в кошик

Вміст

£/: */- 6"
Работа выполнена на кафедре социальных технологий, инноваций и управления Алтайского государственного университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор социологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
С.И. Григорьев
доктор педагогических наук, профессор И.К. Шалаев
кандидат социологических наук, доцент
О.Н. Никитина
Ведущая организация:
государствен н ый ^Ы^'г5еки^^всрситет-
\3£?Л-3'Р/
Защита состоится 26 ноября 1999 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.064.45.01 по присуждению ученой степени кандидата социологических наук в Алтайском государегвенном университете по адресу:
656099, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66
С диссертацией в виде научного доклада можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета
Диссертация в виде научного доклада разослана^
1999 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, к.ф.н., доцент _
СЫТЫХ О.Л.
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования Трансформация наук о человеке и обществе, системы под1Т)товки кадров для социатьной сферы и управления в России, с одной стороны, во многом уже свершившийся факт, с другой -актуальная, масштабная задача. В этой связи весьма остро стоит вопрос и о массовом социальном просвещении, поиске оптимальной модели социального образования ни всех уровнях его организации.
Понятие социального образования, используемое в диссертационном исследовании, недостаточно разработано в современной науке, однако именно оно фиксирует сущность явления, ставшего объектом нашего исследования. Социологическое образование » содержании и структуре социального образования - стержень, ядро, выполняющее интегрирующую функцию, существующее в самых разнообразных формах.
В основу диссертационного исследования положен опыт организации социального образования на социологическом факультете Алтайского государе гиен ною университета. Факультет социологии ЛГУ стал инициатором многих начинаний, из которых складывается сегодня реальная практика организации социального образования на Аттае.
В 1990-е годы в Алтайском крас на базе Алтайского госуниверситста и ряда общеобразовательных школ был проведен уникальный эксперимент по формированию многоуровневой системы социального образования, системообразующим элементом которой стал Комплекс «Социология, психология л социальная работа» ЛГУ, а интегрирующим звеном высшего и среднего образования - его структурное подразделение «Колледж социальных паук», созданный в 1994 году Имсшю этот эксперимент послужил основой нашего анализа трансформации содержания и организации социального образования в контексте взаимодействия «школа-вуз».
Последнее десятилетие в России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных
'пшттпа тгпа гппАТСКПГП обЩССТВЛ
арубеж-
образо-
иобрело
КНИГА ИМЕЕТ
вершен-
7
Д.М. Гвишиани, И.Т. Иванов, В.А. Лсванский, Н.М. Мамедов, И М. Неуй-мин, Е.П. Никитин, И Б. Новик, Ю.М. Плоткнекий, 11.11. Тихомиров, Д. Форрестер, Р. Шэююн, В.А. Штофф, Ю.А. Шрейдер, А.А Шаров и др. Проблемы моделирования образования рассматривали И.И. Ильясов, В.Я. Нечаев, Б.Э.Смнрнова, В.Д. Шадриков, Г.П Щедровицкий, В.А. Якунин и др.
Проблемы общего и профессионального образования анализируются в исследованиях В.И. Байденко, И.В. Бестужева-Лады, Ю.Г. Волкова, И М Ильинского, А.И. Ковалевой, Л.Н Когана. Л.Л Любимова. В.А. Пономарчук, В.А. Радасва, Ю.М. Розановой, М.Н. Руткевича, В.В. Серикова, А.В. Толстых, ВТ. Харчевой, Ф.Э. Шсрсги. В.Д. Шацрикова и др. Проблемам и перспективам социологического образования в России посвяшсны работы АО. Бороноева, В.И. Добренькова, В.А. Мансурова, Г.В. Осипова, В.Т. Пулясва, В.В. Серикова, Ж.Т Тощенко, В.А. Ядова, И.II. Яковлева и др. Экскурс в историю социологического образования в России делают И.А. Голосенко, Н.Л. Сиверцева и др.
Концепция непрерывного образования как альтернатива существовавшей ранее дискретной системе образования, как новая гуманистически ориентированная конструкция системы образования и как ведущий принцип реформирования содержания образования представлена в исследованиях А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, В.И. Байденко, Б.С. I ершунского, Р. Даве, П. Леагранда, Н А. Селезневой, А.И. Субетто и др.
Проблематика разработки и внедрения новых стандартов общего и профессионального образования разрабатывается специалистами Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, работниками Министерства образования РФ и представлена в трудах А.Г. Асмолова, В.И. Байденко, И.А. Зимней, Н.Н. Нечаева, A M Новикова, А В. Петровского, Т.Э. Петровой, Н.А.Селезневой, В.В Серикова, В.М. Соколова, В.И. Соловьева, А И. Субегго, В.Д. Шадрикова и др.
Концепция и научно-методическое сопровождение федеральных компонентов государственного образовательного стандарта общеобразовательной школы по направлению «Социальные дисциплины» разрабатывается авторскими коллективами Л.Н. Боголюбова В.И. Купцова, а также П С Гуревичем.
Н.А. Ерофеевой, А И. Кравченко, А.Ф. Матышевским, А.А. Радугиным и др. О роли социологии и других дисциплин социогумапитарного цикла в среднем образовании пишут А О. Бороноев, А В. Воронцов, В.Г. Воронцова, И.А Кузьмин, Ю.М. Резник, Е.Г. Смирнова, В.В Тумалев, В.И. Шеремет и др. Инновационные процессы в образовании стали предметом исследования в трудах B.C. Лазарева, М.М. Поташника, А.В. Снводанова и др.
Проблема трансформации социального образования, моделирования его нового содержания и форм организации активно разрабатывается учеными Сибири. В последние годы здесь опубликовано ряд специальных исследований, проведено несколько научно-практических конференций. Анализу
8
социального образования посвящены труды С И. Григорьева. Различные его аспекты затрагивались в работах М Я Боброва, J1.Г. ГусляковоЙ, Л.Д. Деминой, В.Г. Немировского, Ю.Е. Растова, Т А. Семилет, В Н. Филиппова и др.1
В диссертации представлены результаты теоретических и прикладных исследований в области трансформации социального образования, выполненных в 1991-1999 гг. в Алтайском крас на базе Комплекса «Социологов, психология и социальная работа» ЛГУ, Алтайского регионального научного центра СО РАО, ряда образовательных учреждений края под руководством д.с.н., проф., члЛ корр. РАО С.И. Г ригорьева. Программа эксперимента по формированию многоуровневой системы социального образования в регионе реализована при непосредственном участии Л.Д. Деминой, Л.Г. ГусляковоЙ, О Т. Коростелевой, Ю.Е. Растова, A.B. Тимошенко. Автор выражает искреннюю благодарность руководству ЛГУ, преподавателям и сотрудникам Комплекса «СПС», коллективу общеобразовательной школы №27 и Колледжа социальных наук, руководителям базовых школ социологического факультета, работникам органов управления образованием, всем, кто участвовал в организации и проведении совместных исследований.
Объект исследования процесс трансформации содержания и организации многоуровневого социального образования в современном российском регионе (на примере Алтайского края)
Предмет исследования специфика закономерностей трансформации содержания и организации социального образования в системе «школа-вуз» в провинциальном регионе России 1990-х гг.
Цель диссертационного исследования анализ существенных черт процесса трансформации социального образования в системе «школа-вуз» и разработка теоретико-методологических, содержательных и технологических основ региональной модели многоуровневого социального образования. Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:
1. Характеристика особенностей процесса трансформации содержания и организации социального образования в условиях современного российского региона (на примере Алтайского края).
2. Анализ традиционных и современных теоретико-методологических концепций социального образования на разных уровнях его организации, основных тенденций его развития в современном обществе.
’См работы С И Григорьева Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов. Препринт - Барнаул-Москва. 1994. 34с.; Социальная культура: поиск новых концептуальных оснований анализа и путей развития в России Избранные статьи 1989-1990-х гг. Барнаул. 1998, 267с.; а также спецвыпуск «Социальное образование, социальная культура, социальная терапия» ежегодника «Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы» за 1998 год.