Ви є тут

Институциональный фактор формирования языкового поведения учащихся в полиэтническом обществе : на материалах Республики Татарстан

Автор: 
Ярмиева Ризида Мансуровна
Тип роботи: 
на материалах Республики Татарстан
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
182
Артикул:
191849
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение .........................................................3
Раздел 1 Языковое поведение как проблема социологической науки ....19
Раздел 2 Школа как социальный институт в системе факторов
ре1*улирования языкового поведения учащихся в
полиэтническом обществе..................................50
*
Раздел 3 Механизм влияния учебно-воспитательного процесса на
языковое поведение учащихся в полиэтнической среде.......81
Раздел 4 Пути совершенствования влияния школы на языковое
поведение учащихся в полиэтнической среде................ 113
Заключение........................................................ 136
Список использованных работ....................................... 140
Приложение....................................................... 163
3
Введение
Актуальность темы исследования. В результате масштабных, экономических, социальных, политических процессов язык, его функции, статус, динамика развития языковых процессов претерпевают изменения. Особое звучание проблемы языка приобретают в свете анализа языковой ситуации, связанной с зашитой, распространением и сохранением мировых языков; укреплением статуса русского языка как государственного языка РФ, национального языка русского народа, средства межнационального общения народов России, государств-участий ков СНГ и стран Балтии.
В Республике Татарстан на повестку дня выходят вопросы формирования и развития языкового поведения, определяющими качествами которого являются усвоение (в разной степени) большинством татар русской культуры, билингвизм - свободное владение и использование русского и татарского языков большинством русскоязычного населения, полилингвизм; воспитания личности, характеризуемой языковой активностью, толерантностью, языковой компетенцией, языковой компетентностью.
Характер развития данного социального процесса определяю]' социальные институты. Институциональный фактор - фактор, связанный с управлением и регулированием исследуемого социального поведения -играет активную роль в формировании языкового поведения населения. Он стимулирует коммуникативную деятельность субъекта, обеспечивает сбалансированное развитие данного процесса и переход его на новый этап совершенствования, определяет положительную динамику его изменения. Формальные институциональные факторы — это законодательные нормы и государственная политика; неформальные - те, которые отражают обычаи, традиции, привычки и характеризуют поведение субъектов.
Так, государство, устанавливая статус государственного языка, затрагивая не только нормативную базу использования языков, но и права носителей этих языков, обеспечивает оптимальное функционирование языка (языков) во всех сферах жизни общества, дальнейшее их развитие.
17
3. Механизм влияния школы на языковое поведение учащихся // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». Омск, 2008, №5. - С. 74-78.
Публикации в других изданиях:
1. Сохранение и развитие языков в условиях социально-экономических преобразований // Наука и школа. Набережные Челны, 2006, №9. - С. 31-34.
2. Языковое поведение как объект исследования социологической науки // I Адлеровские социологические чтения. Альметьевск, 2006. - С. 91-94.
3. Роль образовательной политики в области языка в формировании гуманитарного потенциала нации // Материалы Международной научно-иракгической конференции, 23-24 июня 2006 г. «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы». Казань, 2006. - С. 146-148.
4. Язык, его функционирование в свете науки социолингвистики // Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества глазами молодого поколения». Набережные Челны, 2006. - С. 105- 106.
5. Некоторые аспекты правового статуса русского языка как государственного // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Закона о языках, «Современные языковые процессы в Республике Татарстан и Российской Федерации: законодательство о языках в действии». Казань, 2007. - С. 143-146.
6. От общегосударственного кризиса образования — к формированию интеллектуального потенциала нации (на материалах Республики Татарстан) // Сборник научных статей «Социолингвистические проблемы функционирования государственных языков Республики Татарстан». Казань, 2007.-С. 85-89.
18
7. Развитие системы национального образования - один из факторов регулирования языкового поведения (на материалах Республики Татаретан) // II Адлеровские социологические чтения. Альметьевск, 2007. - С. 265-267.
8. Роль системы образования в развитии би- и полилингвизма (на материалах Республики Татарстан) // Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы. Киров, 2007. - С. 210-214.
9. Полилингвальное образование как фактор формирования межкультурно-компетентной личности (на материалах Республики Татарстан) // Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества глазами молодого поколения». Набережные Челны, 2007. - С. 149-150.
10. От двуязычия - к многоязычию // Материалы IV Международной научной конференции «Язык, культура, общество». М., 2007. - С. 290-291.
11. Надо ли защищать русский язык? От чего? // III Адлеровские социологические чтения. Альметьевск, 2008. - С. 195-198.
12. Языковая политика РФ и РТ в области образования // Материалы Всероссийской научной конференции «Россия: общество, власть, государство». III том. Казань, 22-23 мая 2008. - С. 152-156.
Структура работы
Диссертационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.