СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ............15
1.1. Религия и религиозные организации...................15
1.2. Секта как особый вид религиозной организации........48
1.3. Эволюция отношений церкви и секты...................60
ГЛАВА 2. СЕКТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО
РЕЛИГИОЗНОГО СООБЩЕСТВА....................................87
2.1. Кризис официальной церкви и дифференциация религиозного сообщества.............................................87
2.2. Причины распространения сект в современной России..104
2.3. Государственная программа в направлении нетрадиционных религиозных организаций или сект......................134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................151
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................155
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................168
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы.
После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов.
В условиях развивающейся глобализации и информационной революции в мире возрастает значение последствий взаимопроникновения информационных потоков различного содержания, в том числе религиозного, изменяющих направление ума и духа общностей, групп, личностей, а порой и разрушающих социальные целостности, нравственно-мировоззренческие опоры. В последней трети XX века по различным социально-экономическим и общественно-политическим причинам наряду с мировыми религиями все более активно действуют, охватывая все новые пространства, нетрадиционные религиозные организации и культы.
На Западе основные мировоззренческие системы - католицизм, протестантизм, атеизм - постепенно изменялись, эволюционировали, приспосабливались к социально-экономическим и политическим трансформациям в обществе. Для западной цивилизации характерно стремление как бы "отменить" духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалистически. В течение многих столетий мыслители Запада поучали человечество: смотрите на мир проще, мир - это гигантский часовой механизм, человек - машина, душа - выдумка корша - выдумка коров да попов. В результате духовная жизнь человека стала казаться чуть ли не выдумкой, фикцией, иллюзией, которая может быть иногда чем-то обременительным, иногда - полезным и приятным, но не реальным и серьезным. И вот в двадцатом столетии люди, которые могли бы
3
В словарях, изданных на русском языке, можно обнаружить несколько вариантов перевода латинского слова religio: 1) благочестие, набожность,
1Я
святыня, предмет культа; 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи.19 В то же время в «Латинско-русском словаре» О. Петрученко приводятся и иные значения слова: совестливое отношение к чему-либо — 1) совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание, культ.20
По мнению французского лингвиста Э. Бенвениста (1902-1976), religio как по семантике, так и по морфологии связано с religere «вновь собирать, приступать к новому выбору, возвратиться к прежнему синтезу, чтобы его переделать»: religio, «благочестие, благоговейность», первоначально
являлось субъективной расположенностью, рефлексивным действием, связанным с религиозным страхом. Интерпретация христианами понятия «religio» при помощи religare «связывать воедино», полагает Э. Бенвенист, «исторически неверная»: religio становится «обязательством», объективной связью между верующим и его Богом/1
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь.22
Ныне насчитывают порядка 250 (и более) определений религии, и число это постоянно растет. Обозреть все эти 250 (и более) определений в нашем
'* Философский энциклопедический словарь. - М., 1983 с.576
19 Современный философский словарь. Лондон Франкфут-на-Майнс-Париж-Люксембург-Москва-Минск,
1998. с.738
~'1 Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX издания 1914 г. - М., 1994 *' Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. - М., 1995 с.394
22 Доусон К.Г. Религия и культура. - Спб., 2000 с.62
16
контексте невозможно. Плодотворно пойти по пути их классификации. Типы определений можно классифицировать по разным основаниям. В нашем исследовании мы оговорим, прежде всего, различии определений на теологические (или кредовые, вероучительные) и философские, претендующие на раскрытие сущности религии.23
В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы «изнутри», с позиций человека, принимающего «истины веры» и из них исходящего: религия — это «встреча» человека с богом. Религиозная вера дает ключ не только к объяснению мира и человека, но и к ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его «откровения», не было бы и религии. Это значит, что существование религии следует рассматривать как подтверждение, свидетельство существования бога. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с богом». Таким образом, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины.
Подход к объяснению феномена религии «извне», не предполагающий заранее принятие ее истинности, возникает первоначально тогда, когда начинает развиваться философия. Философский подход — в отличие от теологического — в том, чтобы, не предполагая заранее существование «высшего начала», «священного», попытаться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания.
Так возникает критический подход к религии; критический не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но не
'' Яблоков И.Н. Проблема определения религии //История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; Под обшей ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа. 2002 с. 17-28
17
- Київ+380960830922