2
Оглавление
Введение.............................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические исследования проблемы гражданского
участия в классической и современной социологии................................ 17
1.1. Основные методологические принципы изучения гражданского участия...........17
1.2. Гражданское участие и гражданское общество: анализ основных подходов 26
1.3. Социология общественных движений: основные направления,
концепции, методы...........................................................33
Глава 2. Состояние теоретического дискурса гражданского участия в России.............46
2.1. Концепция гражданского участия в России....................................46
2.2. Основные направления в исследовании российских
общественных объединений....................................................55
2.3. Общественные объединения как субъект российской социальной
политики и объект социологического анализа..................................65
Глава 3. Общественные объединения в пространстве современных
антинаркотических практик.......................................................80
3.1. Методологические принципы исследования общественных антинаркотических объединений...................................................80
3.2. Особенности российской антинаркотической политики:
участники, направления, среда.............................'.................90
3.3. Механизмы встраивания общественных объединений в региональную антинаркотическую политику: деятельность общественных антинаркотических объединений как новые социальные пракгики..................................... 101
3.4. Механизмы встраивания общественных объединений
в региональную антинаркотическую политику: основные сценарии...............111
Заключение......................................................................... 124
Библиография........................................................................130
Приложения.........................................................................143
3
Введение
Исследования аспектов социальной интеграции общественных объединений с политическими и государственными институтами апеллируют к различным теоретическим направлениям западной и российской социологии и политологии. Проблематика гражданского участия находится в сфере научных интерпретаций представителей теории общественных движений, мобилизационной теории, теории коллективного действия, концепции социальных сетей, протестных концепций и др. Одной из влиятельных концепций, в рамках которой предпринимаются попытки теоретического осмысления институтов гражданского участия, является концепция гражданского общества. В рамках этой концепции понятие «гражданин» раскрывается через понятие «участие». Под гражданским участием мы подразумеваем процесс, посредством которого общественные объединения и отдельные лица вовлекаются во взаимоотношения и взаимодействие с государством и другими социально-политическими институтами с цслыо решения общественно-значимых проблем. Одной из форм гражданского участия являются общественные объединения, участвуя в деятельности которых, граждане влияют на процесс принятия решений, с одной стороны, а с другой - на характер и ход реализации социальных проектов, как инициативных, так и принимающихся органами государственного управления (по предотвращению распространения преступности, наркомании, по соблюдению стандартов экологической безопасности и др.).
1. Акту альность темы исследования
Гражданское участие в своем традиционном определении в рамках концепции гражданского общества предполагает включение или вовлечение управляемых в управление. В российском общественно-политическом дискурсе распространено суждение, что термин «гражданское участие» сохраняет для России скорее теоретический, чем практический характер. С другой стороны, по мнению лидеров общественных организаций, главной и базовой проблемой государства и науки на протяжении последнего десятилетия остается отсутствие стратегии и тактики использования растущего потенциала общественных объединений в решении социальных проблем. Формальным подтверждением реальности этого потенциала стало участие свыше 5 тысяч представителей общественных организаций в Гражданском Форуме, прошедшем в ноябре 2001г. в Москве, а также Форуме 1ражданских инициатив и Форуме «Социально-ответственный бизнес и гражданские инициативы в России» в Санкт-Петербурге в 2001 г. и 2002 гг. Статистические данные сегодня говорят о достаточно высоком уровне гражданского участия в нашей стране: по данным Госкомстата
14
без наркотиков», «Нет алкоголизму и наркомании»), занимающихся проблемой наркомании, а также в редакции журнала «Вопросы наркологии».
Методология
В каждом из исследованных нами pci ионов были взяты:
• экспертные интервью с лидерами общественных антинаркотичсских объединений, со специалистами государственных, специализированных и коммерческих структур, участвующими в разработке и ^реализации региональных антинаркотичсских программ. В выборку каждого региона вошли руководители или заместители руководителей областных и городских администраций, местных отделов ОБНОН, комитетов по делам молодежи, наркологических диспансеров, реабилитационных центров, общественных и религиозных организаций, занимающихся проблемами наркомании, а также депутатские лидеры законодательных собраний и городских дум. Для анализа интервью использовалась программа Atlas/ti 4.1, позволяющая получать логические и семантические структуры качественных данных.
• Значительная часть данных была получена в ходе анализа официальных документов, касающихся антинаркотической политики. Было собрано свыше 50 документов регионального и федерального уровней. Содержательную базу составили программа Правительства России «Комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004», областные и городские антинаркотические программы, материаты отдельных ведомств и учреждений, авторские программы профилактики наркомании.
• Вторичный анализ социологических исследований:
- «Паника и изоляция или знание и помощь? Рост потребления наркотиков среди различных групп молодежи: стратегии общественного реагирования в региональном контексте социальных изменений» (Отчет НИЦ «Регион». Ульяновск, 2000);
- Drugs Prevention Initiative (Developing local drugs prevention strategies (overview guidance to drug action teams) Report of Ноше Office, UK, Norwich, 1999);
- «Regional environmental policy networks in Russia» (Отчет по российско-швейцарскому исследовательскому проекту, г. Москва, 1998. Координатор проекта
О.Н. Яницкий);
- «Отношение населения, а также руководителей государственных и коммерческих организаций к деятельности некоммерческих общественных организаций» (Отчет Регионального отделения ФОМ, г. Кемерово, 2000);
15
- «Характеристика некоммерческого сектора г. Тольятти» (Отчет Общественного
Фонда «Тольягги», 2001 / http://www.fondtol.infopac.ru/);
- «Отношение населения Нижегородской, Самарской и Ульяновской областей к
проведению мероприятий апти наркотической политики» (Отчет Научно-
исследовательского центра «Регион», Ульяновск, 2002).
9. Научная новизна работы
1. Сформулированы методологические принципы исследования деятельности региональных антитнаркотических общественных объединений.
2. Разработана авторская методика исследования деятельности антинаркотических общественных объединений на основе концепций мобилизации ресурсов, социальных сетей, структуры политических возможностей, относительной депривации и получен богатый эмпирический материал но проблемам региональной антинаркотичсской политики.
3. Проведен анализ деятельности общественных объединений на основе выделения новых структурно-организационных и функциональных механизмов организации деятельности антинаркотических общественных объединений. Исходя из сочетания данных механизмов, были сформулированы основные сценарии интеграции общественных объединений в антинаркотичсскую региональную политику.
4. Предпринята одна из первых попыток охарактеризовать процесс закрепления «официального статуса» антинаркотических общественных объединений как института социальной политики в борьбе с распространением наркомании на основе анализа региональных программных и официальных документов.
5. В эмпирическом исследовании реализован комплексный подход в рассмотрении и анализе деятельности исследования представителей трех секторов - участников антинаркотической региональной политики: государственного администрирования,
специализированных коммерческих учреждений и антинаркотических общественных объединений. Такой подход позволил наиболее полно представить и проанализировать процесс встраивания общественных объединений в пространство региональных антинаркотических практик.
10. Основное содержание работы
Струкгура работы определена задачами диссертационного исследования, и состоит из трех глав. Первая глава работы посвящена определению теоретико-методологических координат гражданского участия в классической и современной социологии. Методологическая проблематика конкретизируется в переходе от идей теорий социального,
- Київ+380960830922