Ви є тут

Образ политической власти в массовом сознании россиян на рубеже XX - XXI веков

Автор: 
Фадеев Александр Валерьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193107
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы социального конструировании образа политической власти в массовом сознании............................................... с. 11
§1.1. Социологические теории социального конструирования с. 11
§ 1.2. Массовое сознание как поле конструирования и легитимации
социальной реальности........................................................с. 30
§1.3. Парадоксы конструирования социума в постсоветской России................с. 46
Глава 2. Влияние основных социокультурных факторов на конструирование образа власти в массовом сознании российского общества.. .............................................................. с. 64
§2.1. Социокультурная специфика поколенческого запроса на идеального
лидера.......................................................................с. 87
§2.2. Социально-экономическое положение как фактор формирования образа
политического лидера.........................................................с. 97
§2.3. Территориальная специфика социального запроса на образ президента .............................................................................с. 107
Заключение ••••♦••••«•••••••••♦«••••«••••««•♦•••••••••••••»•••••»•••••«•••••••••••••••••••«•••••••••••••••••в О« 123
Библиографический список используемой литературы 127
Введение
Актуальность исследования. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России на фоне реформирования институтов общества и государства устанавливаются новые отношения между обществом и государством, обществом и политической властью, происходят существенные изменения в массовом сознании.
Результаты социологических исследований, проводившихся в 90-е годы, устойчиво демонстрировали высокую долю социального критицизма по отношению к власти. На фоне общего снижения доверия, скептического отношения к властным структурам, общественное мнение испытывало особенно существенные колебания по отношению к руководителю государства. Тем не менее, оказалось возможным при крайне низком рейтинге избрать Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельцина.
Смена кандидатуры на высшем государственном посту привела к росту авторитета, как президентской власти, так и органов власти в целом. Доверие к личности действующего Президента России продолжает позитивно влиять на оценку деятельности органов власти. В массовом сознании происходят парадоксальные, на первый взгляд, процессы. Хотя уровень жизни значительной части населения продолжает снижаться, и сохраняются проблемы, связанные с высоким уровнем преступности, коррупцией, терроризмом и т.п., авторитет власти в лице президента остается высоким. Наблюдается даже повышение доверия к государству на фоне некоторого ограничения прав и свобод, что уже не воспринимается обществом резко отрицательно, а скорее одобряется.
В массовом сознании россиян присутствуют образы идеальной, «желаемой» власти и власти «реально действующей». Они в равной степени являются социальными конструктами и могут не совпадать с реальной политической властью, которую олицетворяют. Власть почти непрозрачна для общества, массовое сознание оперирует образами, которые возникают
их агентов. Именно превращенные формы действительных отношений являются содержанием мотивов, побуждений к действию непосредственных агентов общественных отношений.
Итак - превращенная форма является «воспроизведением» предмета в виде представления о нем, но такое представление, циркулирующее в широком социальном контексте, очевидно, является реальной силой, формирующей социальную реальность.
В этом же ключе можно попытаться рассмотреть «коллективное сознание», описанное Э.Дюркгеймом, как нечто, выступающее своего рода агентом конструирования социальной реальности. Влияние марксистских идей Э. Дюркгейм испытал также, несомненно, как и влияние биоорганической школы, в частности, таких ее представителей, как А. Шеффле и А. Эспинас2. Основополагающие принципы социологии
Э. Дюркгейма, в том числе понимание им принципов формирования и функционирования социальной реальности, часто обозначают как «социологизм», имеющий два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона «социологизма» выражена в следующих базовых положениях.
Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет, прежде всего, о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми
2 Возможно, именно у этих авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание».
свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом»3, - пишет Э. Дюркгейм. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. «Индивидуальные факты - социальные факты», «индивидуальные представления — коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «светское — священное» — таковы некоторые из основных дихотомий социологии Э. Дюркгейма.
Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Как уже отмечалось, во всякой общей теории общества явно или неявно присутствует общая теория человека, и всякая общая социология, так или иначе, базируется на какой-то философской антропологии. Социология Э. Дюркгейма не составляла в этом смысле исключения. Человек для него - это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
В указанных выше дихотомических парах те стороны, которые воплощают социальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные представления» - над индивидуальными, «коллективное
3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, М. 1991, стр. 27