2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение................................................. 3
Глава 1. Мировой опыт функционирования СЭЗ и российский опыт их создания..................................................... 12
1.1. Объективная необходимость создания и функционирования свободных экономических зон............................... 12
1.2. Типы СЭЗ............................................. 24
1.3. СЭЗ в развитых и развивающихся странах................... 38
1.4. СЭЗ в России и странах с переходной экономикой -социальные достижения и трудности............................. 48
Глава 2. Создание и активизация деятельности СЭЗ как направление социально-экономического развития России.................. 71
2.1 Значение социальных связей для эффекгивного функционирования СЭЗ..................................................... 71
2.2. Внутренние и внешние источники развития СЭЗ.............. 75
2.3. Социальные, правовые и экономические механизмы, стимулирующие деятельность СЭЗ............................ 79
2.3.1 Социальный фактор при создании и функционировании свободных экономических зон............................... 79
2.3.2 11равовые и экономические механизмы функционирования
СЭЗ....................................................... 91
2.3.3 Этаны развития и льготная политика в СЭЗ.......... 99
2.4. СЭЗ и процесс международной экономической интеграции... 104
2.5. Инвестиционный климат в России.......................... 106
2.6. Особая роль СЭЗ в продвижении новых технологий. СЭЗ как катализатор формирования открытого общества.................... 109
Глава 3. Социальное управление созданием и функционированием СЭЗ на федеральном и региональном уровнях..................... 120
3.1. Необходимость научно-обоснованного формирования и реализации федеральной и региональных программ создания и функционирования СЭЗ................................................... 120
3.2. Механизм поддержки создания и функционирования
свободных экономических зон.................................... 130
3.3. Компьютерный информационно-справочный и управляющий комплекс для формирования и реализации федеральных и региональных программ создания и функционирования СЭЗ................... 133
Заключение................................................ 142
Список использованной литературы.......................... 145
3
Введение
Актуальность темы исследования. Перед большинством независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, возник целый комплекс трудноразрешимых социальных и экономических проблем. За исключением стран Балтии, достаточно мягко вошедших в международные экономические и политические процессы, остальные государства, включая Россию, до настоящего времени испытывают трудности интегрирования в мировую экономику.
Переход "постсоциалистических" государств на путь развития и внедрение рыночной экономики поставил их перед необходимостью находить и использовать все возможные механизмы решения этой задачи.
Одним из широко практикуемых в мире механизмов интеграции стран в мировую экономику и обеспечения занятости населения являются свободные экономические зоны (СЭЗ), эффект от внедрения которых очевиден не только для развивающихся, но и развитых стран.
Результаты функционирования СЭЗ в странах с переходной экономикой (Китай, Вьетнам, Польша и др.) свидетельствуют об их эффективном воздействии на экономику страны, содействии внедрению рыночных механизмов, развитию и производственному освоению новых технологий и производств, резкому увеличению экспорта продукции, привлечению иностранных инвестиций, но самое главное, решению социальных задач, таких как занятость, взаимодействие профсоюзов с государством для решения социальных проблем трудящихся и другим положительным воздействиям на социально-экономическое развитие страны.
Массовая организация СЭЗ началась в 1950-е годы и к настоящему времени их количество составляет уже тысячи. Общая площадь
14
счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов;
• воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
• удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.
Научно-технические цели:
• привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
• ускорение инновационных и внедренческих процессов;
• привлечение зарубежных ученых и специалистов;
• повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.
К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся:
• полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства;
• освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;
• предоставление льготных кредитов;
• аренда помещений, транспорта по льготным тарифам;
• обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.
Зарубежный и весьма скромный опыт России свидетельствуют,
15
что необходимыми условиями для создания свободных экономических зон являются:
• социально-политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются СЭЗ;
• стабильная и всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и другие права СЭЗ;
• природно-географические условия (местоположение территорий, где создаются СЭЗ, близость к транспортным магистралям, учет соседей, агроклиматических ресурсов и др.);
• хорошо развитая инфраструктура связи, транспорта, социальных условий, энергетики;
• развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию СЭЗ (банки, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, транспортные услуги);
• наличие (или создание) эффективной структуры административного управления СЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления.
В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуются довольно широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, что охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. Этот экономико-правовой подход определяет свободную зону «не только и столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где законодательно регулируется и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях» (66).
- Київ+380960830922