СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................... 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания изучения социальной адаптации подростков девиантного поведения........... 13
1.1. Социальная адаптация как социальный процесс: сущность, специфика............................................. 13
1.2. Основные противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения................................. 54
ГЛАВА II. Состояние социальной адаптации подростков девиантного поведения........................................... 88
2.1. Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения...................... 88
2.2. Типология стратегий социальной адаптации подростков девиантного деструктивного поведения................. 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 150
Список используемой литературы и источников..................... 157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Необходимость исследования проблем социальной адаптации подрастающего поколения приводят к разработке в отечественной социологии темы девиации у подростков. В настоящее время проблема социальной адаптации подростков девиантного поведения остается одной из самых важных и актуальных, так как, несмотря на большое количество проводимых исследований со стороны социологов, психологов, педагогов, вопрос социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, дезадаптации среди подростков несовершеннолетнего возраста не решается.
К тому же механизм, способствующий снижению числа несовершеннолетних, относящихся к девиантным подросткам, не выработан. На наш взгляд, связано это с тем, что большинством институтов, служб сопровождения, способствующих адаптации подростков к нормам и требованиям социальной среды, не учитывают противоречия, сопровождающие данный процесс у подростков девиантного поведения, влияние объективных и субъективных факторов, способствующих или препятствующих социальной адаптации подростков. Необходимость изучения противоречий, причин, особенностей данного процесса связана с ухудшением положения детей и подростков в современной России.
Хотя изучение проблем социальной адаптации подростков имеет длительную историю в социологии, экономике, психологии, педагогике, однако анализ социальной адаптации подростков девиантного поведения в современной России представляет теоретический и практический интерес. Проблемы подросткового возраста в условиях социально-экономических и политических изменений чрезвычайно актуальны, поскольку любой кризис сопровождается отклонениями от нормы. Если речь идет о подростковом возрасте, то следует отметить, что даже в устойчивых политических и экономических системах с социальными гарантиями он считается трудным и требует государственной поддержки в воспитании и обучении. Поскольку
3
адаптации. Мы согласны с мнением М.В. Ромма, что адаптация превращается из понятия специфически биологического в интегративную категорию.
Таким образом, адаптация, являясь приспособлением организма к окружающей среде, в жизни принимает форму как биологической, физиологической, так и социальной адаптации, которая включает в себя адаптацию культурную, социальную, психологическую.
Нас интересует проблема социальной адаптации - активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которой создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.1 Особое значение имеет социальная адаптация подрастающего поколения - процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояние ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Мы полагаем, что социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого свои, и они значительны. Благодаря им каждый успешно приспосабливается к условиям обстановки, в том числе к сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.
1 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. - С.81.
16
Различные исследователи (И.С.Кон, В.З.Коган, А.К.Абульханова-Славская, И.А.Милославова, Ю.А.Клейберг, А.А.Началджян, М.В.Ромм, Т.В.Середа, Н.Н.Мельникова, и мн. др.)1 используют понятие социальной адаптации с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.
Необихевиорист Г.Айзенк и его коллеги социальную адаптацию определяют как: 1) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой стороны, полностью удовлетворены, то есть состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; 2) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Однако на практике, на наш взгляд, достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой.
По JI.Филипсу, социальная адаптация - это принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом, например, посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений со сверстниками. Такое понятие можно расценить, на наш взгляд, как выражение конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности: 1) личность принимает (во всяком случае, внешне) нормы, требования, которые предлагает общество, 2) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя
1 См.: Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989; Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М: Наука, 1980; Коган В.З. Теория информационного взаимодействия II Философско-социологические очерки. - Новосибирск, 1991; Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. - Автореф. ...канд фил. наук, М., 1974; Клсйберг Ю.А. Социальнопсихологические аспекты девиантного поведения подростков: реальность и перспективы / Ю.А. Клейберг, Л.А. Кокорева, Р.В. Шмелев // Пробл. Психол. и эргон. - 2002. - № 4. - С. 13-16; Началджян А.А. Социальнопсихологическая адаптация личности. - Ереван, 1988; Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 2002; Середа Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса. Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. -Л., 1987; Мельникова Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации. Подходы к изучению. // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. тр. - Челябинск: ЮурГУ, 1998. - Т. 1.-С. 31-49 и др.
2 Encyclopedia of Psychology / H.J. Eysenck, W. Arnold and R. Meili (cds). N.Y. 1972. - C. 25.
17
- Київ+380960830922