СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ • 3.
1. Теоретические основы исследования проблемы второго высшего
образования как фактора социализации . 17.
1.1. Сущностная характеристика понятия «социализация». • . 17.
1.2. Второе высшее образование в контексте непрерывного обучения. . . 48.
1.3. Характеристика второго высшего образования как фактора социализации
личности. . 85.
ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ . 125.
2. Особенности личности человека, получающего второе высшее
образование • . 130.
2.1. Социальные характеристики студентов, получающих второе
образование . 130.
2.2. Мотивация получения второго высшего образования ♦ . 142.
2.3. Ценностные ориентации и установки учащихся. • . 166.
2.4. Классификация типов студентов, получающих второе высшее
образование • . \ . 194.
2.5. Оценка студентами организации учебного процесса . • • . 205.
ВЫВОДЫ К 2 ГЛАВЕ . 220.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ . 225.
РЕКОМЕНДАЦИИ . 234.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 236.
ЛИТЕРАТУРА . 239.
ПРИЛОЖЕНИЯ . 263.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Динамичное развитие современного общества обусловило трансформации, которые вызвали возникновение ряда противоречий в сфере образования. С одной стороны, в настоящее время складывается ситуация стремительного устаревания полученных человеком профессиональных знаний и необходимость в постоянном накоплении и обновлении информации, с другой - снижается спрос на некогда популярные специальности, что вызывает рассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг. Молодые люди часто не могут найти себе работу по полученной профессии, поскольку студенческие представления о вузовском образовании и о будущей профессии сопровождаются мифами и иллюзиями. Принятие решения о поиске места работы и профессиональной карьере обычно откладывается до окончания вуза. Тогда расплывчатые представления о будущей профессии сменяются сомнениями и разочарованиями, которые выливаются в стрессы и фрустрации, в связи с чем появляется идея о смене профессии при помощи получения второго высшего образования.
В СССР получение второго высшего образования было большой редкостью, скорее исключением из правил. Бесплатное государственное высшее образование не предусматривало возможностей поменять полученную специальность для тех, кто разочаровался в ней или хотел бы выбрать для себя новую сферу деятельности. Сложившаяся в стране система повышения квалификации также в основном не предполагала переподготовки кадров по новым специальностям, а была нацелена преимущественно на квалификационное совершенствование в соответствии с полученным образованием. Получение второго диплома за государственный счет, естественно, не поощрялось, его можно было приобрести лишь заочно, и такая возможность имелась у немногих, в основном у военных, вышедших на пенсию в трудоспособном возрасте.
приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации»1.
Итак, социализация, прежде всего, предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Но сам термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Близкие по смыслу понятия «воспитание», «формирование личности», «развитие» отражают различные аспекты сущности социализации, но не тождественны ей. Так, понятие «формирование личности» шире понятия социализации. Ж.Т. Тощенко утверждает, что «когда рассматривается «формирование личности», то имеется в виду единство объективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развития человека и только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и
Л
соответственно формировать ее развитие» .
Анализ понятийного ряда позволяет заключить, что социализацию нельзя сводить к понятию воспитания ни в узком, ни в широком смысле слова, так как наряду с разнообразными организованными воздействиями общества на формирование личности этот процесс включает элементы стихийного, неорганизованного либо с большим трудом поддающегося организации влияния среды и, кроме того, собственную активность личности, которую Б. Ф. Ломов предложил назвать самодетерминацией. В число особенностей, позволяющих отличить социализацию от воспитания, необходимо включить следующие:
1 Ломов. Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов. - М., 1984. - С. 308.
2 См.: Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко. - М., 2000. - С. 314.
26
- относительную стихийность социализации, неорганизованность этого процесса, заключающегося в не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать,
- непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.
- возрастающую по мере взросления самостоятельность индивида в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая приобретает роль референтной группы и играет ведущую роль в процессе социализации1.
Определенные трудности возникают при раз!раничении понятий социализации и развития. Г.М. Андреева считает, что социализация ближе к развитию личности, чем к воспитанию, а В.В. Новиков отмечает отсутствие четких границ между этими понятиями, полагая, что корректность их
л
употребления более зависит от контекста .
Для развития, как и для социализации, большую роль играет влияние социальных факторов, среды, обучения, воспитания; это то общее, что сближает два эти процесса. Однако в отличие от социализации, развитие, наряду с социально нравственными личностными изменениями, включает и психофизиологические трансформации, происходящие с индивидом в процессе его онтогенеза. В этом смысле понятие «развитие» шире понятия «социализация», поскольку в данном случае имеется в виду человек как целостная биосоциальная система, подчиненная не только законам социальной детерминации, но и биологическим законам созревания, функционирования, старения живого организма.
Несмотря на то, что на развитие личности, как и на социализацию, существенное влияние оказывают социальные, внешние факторы, среда,
1 Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов. - М., 1984. - С. 312.
2 Новиков В.В. Социальная психология: Феномен и наука / В.В. Новиков. - М., 1997.
27
- Київ+380960830922