Содержание
Введение..................................................3
РАЗДЕЛ I. Инновирование современного
школьного образования как социальный процесс.............15
РАЗДЕЛ II. Объективные и субъективные факторы активизации инновационных процессов в современном школьном образовании
Республики Татарстан.....................................44
РАЗДЕЛ III. Основные направления инновационных процессов в
общеобразовательной школе Республики Татарстан...........79
Заключение ............................................117
Список литературы.......................................129
Пр и л о ж е н и я......................................147
ВВЕДЕНИЕ
Стало уже аксиомой, что современный период истории России является переломным. Вслед за радикальными изменениями в идеологии, в общественном сознании, политической и государственной организации, начались глубинные изменения в отношениях собственности и социальной структуре.
В обществе идет процесс постоянного реформирования и преобразования. Реформы, по сути, выступают определенной формой инновации, охватывающей значимые параметры общества. Система ценностей реформ имеет в конечном итоге своей задачей повышение социальной эффективности воспроизводственной деятельности общества.
Каждую общественную инновацию необходимо рассматривать как ценность для всех значимых групп, втянутых в реализацию реформы, как ценность субъекта реформы - всех се значимых исполнителей. Следовательно, самое главное для судьбы реформы - приемлемость ес элементов для людей, возможность рассматривать сс в альтернативных позициях, как желаемое или опасное изменение. Все вышесказанное имеет самое непосредственное отношение к реформированию системы образования в современных условиях.
Актуальность темы
Образование является одним из ключевых факторов, способствующих социальной адаптации в меняющейся социальной инфраструктуре, приобретению профессиональных навыков и умений, формированию нравственных и культурных ценностей молодежи. Состояние и функционирование образовательной системы в конечном итоге влияют на реализацию и сохранение человеческого потенциала, определение направления общес твенного развития.
Попытки реформировать систему образования с начала 80-х годов предпринимались неоднократно, и одним из наиболее важных достижений развития сферы образования в последнее десятилетие является отход от тотальноцентрализованной, жестко расписанной и контролируемой системы, когда
16
процесс») в образовании - кардинальные изменения сложившихся, традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.
Югославский институт по изучению школьных вопросов и проблем просвещения определяет педагогическую инновацию как: «...определенные сознательные изменения с целью улучшения и развития образовательно-воспитательной технологии. Предполагается, что эти изменения должны быть новинкой в современной ситуации, но не всегда полностью новыми идеями или формами. О некоторых изменения мы говорим как о новинках, если они даже когда-то и где-то уже появлялись, но в данный момент и в данной среде они приобретают особенное значение и могут стимулировать образовательно-воспитательный процесс». [13. С. 36].
В истории исследований инноваций на Западе можно выделить три основных этапа:
■ первый этап связан с исследованием факторов, способствующих или препятствующих инновациям (накоплен огромный эмпирический материал, существующий в виде множества классификаций инноваций);
■ на втором этапе акцент смещается на исследование инновационного процесса, включая механизмы диффузии и переноса инноваций из одной культурной среды в другую;
■ на третьем этапе основным предметом исследования становится анализ различных типов инновационных ситуаций, разработка методов возможно более ранней оценки последствий введения инноваций, формирование рекомендаций правительственными органами политики в области инновационных процессов. [94. С. 6].
Отметим тот факт, что в нашей стране на протяжении ряда лет инновационная проблематика разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса. Только
17
позже получает распространение более широкий взгляд на инновацию как на понятие, которое относится к использованию достижений науки не только в сфере техники, но и распространяется на другие сферы народного хозяйства.
Анализ литературы позволил выделить несколько основных подходов к исследованию инновационных процессов в образовании:
1) статистический, когда данные различного характера используются для освещения и интерпретации различных сторон инновационного процесса в образовательной системе;
2) анализ практических событий, основанный на регистрации наиболее значимых этапов процесса разработки тех или иных инноваций;
3) контекстуальное сопоставление пар инноваций (удачных и неудачных) как дальнейшее развитие статистического подхода;
4) анализ конкретных случаев (ситуаций) внедрения инноваций в образовательную систему;
5) моделирование, когда для исследования инновационного процесса используются модели от простых (линейных) дескриптивных до весьма сложных моделей, позволяющих проводить оценку влияния инноваций на педагогический процесс, учитывать временные, пространственные характеристики распространения инноваций, влияние на инновационный процесс различных факторов. [177. С. 146-147].
Педагогические инновации как разновидность социальных имеют такие специфические черты, как:
-более тесная взаимосвязь с конкретными общественными отношениями, культурой (в связи с этим одни и те же инновации могут по-разному проявить себя в образовательных системах, которые даже очень похожи);
- Київ+380960830922