Ви є тут

Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества

Автор: 
Шашкова Светлана Николаевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
227
Артикул:
192436
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи высшего профессионального образования и рынка труда
1.1. Образование и его взаимосвязь с профессией в работах зарубежных и отечественных авторов ........................... 17
1.2 Основные модели взаимодействия системы
профессионального образования и рынка труда .................... 42
Глава 2. Особенности взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда в современной России
2.1. Современное состояние высшего профессионального образования
и специфика прогнозирования спроса на специалистов ............ 67
2.2. Подготовка специалистов в условиях
интеграционных процессов в современном обществе................. 93
Глава 3. Оптимизация процесса взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда
3.1. Согласование потребностей рынка труда и образовательных
потребностей населения на региональном уровне.................. 120
3.2. Требования работодателей к выпускникам современных
вузов в новой экономической ситуации........................... 146
Заключение ........................................................ 176
Приложения ........................................................ 184
Библиография ....................................................... 210
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Развитие человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров имеют ключевое значение для подъема экономики России и ее интеграции в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, социальной мобильности. В последние годы в связи со структурными преобразованиями современного российского общества обострилось противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах и перепроизводством кадров, в которых экономика регионов не нуждается. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости. Один из основных механизмов решения этой проблемы - эффективное взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.
Сложившаяся ситуация имеет долговременный характер, так как система профессионального образования в ближайшее время не сможет своевременно реагировать на быстрые изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, поэтому требуются новые механизмы ее взаимодействия с рынком труда. Возникшие противоречия между динамично изменяющимися потребностями общества в специалистах и рынком образовательных услуг носят объективный характер, так как для изменения образовательных программ с учетом требований работодателей необходимо определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать образовательные потребности своих абитуриентов.
Установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой, при этом люди готовы платить за получаемое образование. Профессиональное самоопределение молодежи во многом зависит от сложившихся стереотипов о престижности и востребовашюсти отдельных профессий и не всегда соответствует
социальный институт и одновременно является особым видом человеческой деятельности но получению знаний, навыков и умений по формированию собственной личности»12.
Субъектный подход, имеющий в основе идею связи человека и его образования, раскрывается в следующем определении: «образование
понимается как плодотворный процесс соединения знаний с качествами личности, вследствие чего эти знания и сформированные на их базе мировоззрение, нравственно - этическая культура приобретают индивидуализированный образ, личностное своеобразие, т.е., глубоко внедряются в структуру личности и позитивно преобразуют ее»13.
Рассматривая сложившиеся в социологии подходы к изучению образования, нельзя не коснуться сформулированных в последнее время. Такая попытка недавно предпринята отечественным ученым В .Я. Нечаевым14. Говоря о необходимости исследовать образование в социальном контексте, он вначале констатирует наличие двух уже имевших место подходов в рамках такого анализа. Это социокультурный и институциональный подходы. Но, по мнению В.Я. Нечаева, их недостаточно для выявления механизма становления и функционирования образования как социального института. Новый подход, предназначенный для достижения этой цели, назван им социокоммуникативным.
Сформулируем основные положения социокоммун и кативиого подхода к образованию. В.Я. Нечаев утверждает, что если к анализу образования подходить с позиций символического интеракциоиизма, социолингвистики, семантики, семиотики и иных современных направлений социальной мысли, то его можно рассматривать с помощью социокода — понятия, объясняющего, как в различных цивилизациях осуществляется трансляция
12 Шуклина, Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования [Текст] / Е.А. Шукпина // Социс. - 2000. - № 6. - С. 37.
13 Зборовский, Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию [Текст] / Г.Е. Зборовский // Социс. - 2000. - № 6. - С. 21 - 29.
14 Нечаев, В.Я. Новые подходы в социологии образования [Текст] / В.Я. Нечаев // Социс. -1999. -№ И. - С. 84-91.
накопленного опыта (без чего образование осмыслить просто невозможно). Поскольку социокод существует в разных формах, постольку образование на каждом новом этапе своего развития последовательно приобретает разные формы (в традиционном обществе оно осуществляется через институты подмастерья и духовного наставничества, затем на смену им приходит школа с полидисциплинарным обучением и т.д.). Следовательно, в рамках социокоммуникативного подхода образование рассматривается как сложный культурно-исторический процесс, «в ходе которого мозаично, тонкими напластованиями шла эволюция культурных форм преемственности опыта»15. Такой подход к образованию называется социокоммуникативным, потому что, объясняет автор, переход от одного этапа институционального развития образования к другому происходит каждый раз через новые средства коммуникации и информационного взаимодействия (язык, письменный текст, информация как средство коммуникации).
В.Я. Нечаев делает вывод, что актуализация в анализе образования как социального института социокоммуникативного подхода значительно упрочивает позиции социологии образования. В целом социокоммуникативиый подход может способствовать существенному обогащению теоретических аспектов социологии образования.
Наиболее широко распространенным в социологических исследованиях образования является институциональный подход. Профессиональное образование анализируется как социальный институт в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько его функционирование в определенных рамках соответствует или не соответствует тем или иным современным потребностям общества16.
В качестве же объекта и предмета социологического анализа образование исследуется в первую очередь с точки зрения его институциональных
15 Там же. С. 90.
16 Недзвецкая, Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления [Текст] / Е.А. Недзвецкая // Вестник РУДН. - Серия Социология. - 2002. - № 1(4). - С. 210.