Ви є тут

Семейная социализация молодёжи с девиантным поведением : На материалах Республики Татарстан

Автор: 
Елхин Владимир Олегович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
274334
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение....................................................... 3
Раздел 1.Теоретико-методологические основы исследования семейной социализации молодёжи с девиантным поведением.................. 16
Раздел 2. Особенности семейной социализации молодежи с девиантным поведением......................................................55
Раздел 3. Пути оптимизации условий семейной социализации молодежи с девиантным поведением........................................105
Заключение.....................................................139
Список использованной литературы...............................145
Приложение 1. Анкета...........................................162
Приложение 2. Таблицы линейных связей..........................169
Приложение 3. Таблицы двойных связей..........................188
3
Введение
Актуальность темы исследования.
Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-экономических ценностей и отношений, в основе которой лежит политика перераспределения собственности и формирования рыночного уклада жизни сопровождается углублением социального неравенства, и, как следствие, ростом сопутствующих ему девиантных проявлений: преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т.п. Все эти проблемы болезненно сказались на молодежи, как особой социальной группе, наиболее социально незащищенной, усложнив процесс ее социализации в современных отечественных условиях. Они также неблагоприятно отразились и на институте семьи, затруднив выполнение ею традиционных социализирующих функций. Особенно тревожными являются показатели роста преступности, в том числе молодежной. Так, например, в 2002 году в России было зарегистрировано около трёх миллионов преступлений, что более чем на 400 тыс. больше чем в предыдущем и темпы прироста составляют в среднем 16 %\ С учетом числа скрытых, незарегистрированных правонарушений, которые объясняются недоверием населения правоохранительным органам или боязнью криминальных группировок, эти данные могут быть увеличены в два раза.
Организованная преступность растет и на региональном уровне. Так, по результатам социологических исследований2 среди жителей г.Казани (ноябрь, 2001), более 17 % ответили, что имеют среди знакомых или родственников членов подростково-молодежных группировок. И более трех четвертей счи-
1 Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: вопросы теории. -Казань: КГУ, 2002. С.21.
2 См.: Там же, С.29.
#
и достаточно строго определяется с помощью понятия социальная норма. Действительно, если нет социальной нормы, то не имеет смысла говорить об отклонении от нее. Следовательно, девиация - это акт отклонения, выходящий за рамки одной или нескольких социальных норм. Так, следует отметить, что к девиантам необходимо относить не только людей, осуществивших правовые нарушения, но и выдающихся артистов, спортсменов, ученых, писателей, художников, физически некрасивых или очень красивых людей и т.д., у которых сформировался свой собственный ненормативный способ взаимодействия с социальным окружением.
Исследование социализации молодежи с девиантным поведением предполагает нахождение исследователем обоснования двух сторон этого процесса. С одной стороны, необходимо попытаться объяснить, как и в результате чего сформировалось девиантное поведение молодежи. С другой же стороны, необходимо объективно обосновать - каким образом возможно оптимизировать это поведение, скорректировать девиантную социализацию, направить её в конструктивное русло.
Многие американские социологи связывают девиантное поведение не только с нарушением социальных норм, но и социальных ожиданий, ценностей социальных ролей. Так, социолог функционалист А. Коэн20 определяет отклоняющееся поведение как такое, которое идет в разрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законами внутри социальной системы.
По его мнению, социология девиантного поведения должна иметь дело со структурой, системой взаимодействия, с распределением и взаимосвязью событий внутри этих систем, а не с человеческими личностями. То есть, специ-
20 См.: Коэн А. Социология отклоняющегося поведения. - СП-6.: «Питер», 2002. -С. 127-137.
фика социологического подхода к изучению девиантного поведения состоит именно в том, чтобы исследовать девиантное поведение сквозь призму социальных взаимосвязей, в которые включены девианты, через изучение социальных факторов, формирующих особенности девиантного поведения. В этой связи он утверждает, что для того, чтобы создать социологию отклоняющегося поведения, мы должны постоянно иметь именно отклоняющееся поведение, а не типы людей. Некоторые представители фукнционалистского направления в социологии считают, что теория отклоняющегося поведения должна объяснять не только само отклоняющееся поведение, но и его отсутствие, то есть конформизм. Так, Н. Смелзер21 полагает девиантным такое поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Причем понятие нормы он связывает не только с ожиданиями, как А.Коэн, но и с правилами поведения, стандартами, которые регулируют взаимодействие между людьми.
Однако подобный подход, в свою очередь, вызывает определенные возражения. Во-первых, приведенное определенние предусматривает, что факт девиантного поведения влечет за собой одно или несколько из перечисленных последствий. Следовательно, за рамками данного понятия остаются все латентные девиантные акты вне зависимости от своей распространенности в обществе. Кроме того, далеко не каждое правонарушение, даже будучи зарегистрированным и раскрытым, в силу ряда причин (недоказанность вины, ошибки следствия участие в процессе опытного адвоката, недостатки процессуального законодательства, амнистия, взятка и т.д.), влечет за собой наказание индивида, его свершившего. Во-вторых, санкции со стороны государства и общества не всегда справедливы, т.е. наказание не обязательно применяется за реально совершенное деяние. При таком подходе незаслуженно наказанный
21 Смелзер Н. Социология. - М., 2001.- С. 54, 58.