Ви є тут

Формирование образовательных стратегий учащихся: социологический аспект

Автор: 
Овчинников Дмитрий Евгеньевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300469
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3-14
Глава 1. Образовательные стратегии учащихся: теоретико-методологический анализ......................................... 15-100
1.1. Основные детерминанты образовательной стратегии
государства и общества......................................... 15-27
1.2. Когнитивно-деятельностные характеристики
образовательных стратегий: преемственность и компетенции .... 27-44
1.3. Общественное мнение как детерминирующий фактор
выбора образовательной стратегии................................ 44-54
1.4. Мода на профессию и её влияние на выбор
образовательных стратегий...................................... 54-87
1.5. Прогнозирование «образовательного поведения» населения .. 87-100 Глава 2. Опыт социологического анализа формирования образовательных стратегий учащихся средних
общеобразовательных учреждений Самарского региона 101-139
2.1. Приоритеты непосредственных потребителей образовательных услуг - субъективный фактор формирования образовательной стратегии.................................... 101-108
2.2. Роль ценностных ориентаций в выборе
образовательной стратегии.................................... 108-118
2.3. Профильное обучение - основа формирования образовательной стратегии: позиции непосредственных
участников образовательного процесса........................ 118-130
2.4. Анализ образовательных стратегий учащихся в 130-134
представлениях учащихся, родителей, экспертов...............
2.5. Мода на профессию как фактор выбора образовательной
стратегии учащихся........................................... 134-139
Заключение..................................................... 140-146
Список литературы.............................................. 147-165
Приложения..................................................... 166-182
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В 2010 г. истекает срок действия многих документов, определявших развитие системы образования в нашей стране с 2000 г. Например, «Концепция модернизации российского образования» задавала ориентиры развития на период до 2010 г., «Стратегия развития системы образования», выработанная в 2004 г. - до 2008 г. Закончилось действие среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2004-2008 гг., а также Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. В этой связи представляется важным анализ некоторых основных тенденций и специфических черт развития отечественного образования, которые либо уже получили реализацию, либо реализуются в настоящее время и которые оказывают существенное влияние на выбор и формирование образовательных стратегий основными потребителями образовательных услуг.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в XXI веке социальный институт образования стал ведущим механизмом развития и одним из условий формирования инновационного общества. Многие страны мира перешли к построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, трансляции и использовании знаний. На развитие образования как социального института и социального процесса всегда оказывали влияние запросы экономики, социальной сферы, рынка труда, а также - государства. В настоящее время вся экономика находится под влиянием таких мировых тенденций, как глобализация, интеграция и международное сотрудничество. Образовательное пространство любой страны, вовлеченной в этот процесс, также подвержено изменениям в соответствии с этими тенденциями. Эти процессы осложняются надвшдющимися, и не только на нашу страну, демографическими проблемами, постоянно возрастающей международной конкуренцией в сфере науки, техники, инновационных технологий, и, как следствие, - борьбой за умы и
3
кто имеет высшее и среднее профессиональное образование среди населения старше 15 лет выросло с 1989 г. по 2002 г. в 1,4 раза [133, с. 19].
Среди занятого населения удельный вес лиц с высшим образованием (полным и неполным) составил 26,6% в 2005 г. По этому показателю. Россия входит в первую тройку стран, уступая только Норвегии и США. Вместе с тем следует отметить, что пик данного показателя был пройден в 2001 г. - 26,6 %. Удельный вес работников с высшим и средним профессиональным образованием, занятых в экономике, начиная с 2002 г. стал снижаться: в 2002 г. он достиг 58,3 %, в 2003 г. упал до 52,2 %, а в 2005 г. снизился еще — до 52 %. Среди работающих постепенно увеличивается доля имеющих начальное профессиональное образование, так как оно сегодня востребовано рынком труда [Там же. С. 10, 19].
Демографический фактор оказывает сильное влияние на показатели деятельности системы образования в России. В общеобразовательных учреждениях число учащихся продолжает сокращаться. Этот процесс длится уже более девяти лег. В учебных заведениях начального профессионального образования (НПО) выраженное падение контингента наблюдается с 2004 г. В среднем профессиональном образовании (СПО) также идет сокращение контингента учащихся.
А вот в высшем образовании в 2005, 2006, 2007 гг. контингент продолжал расти. Так, общая численность студентов в 2000-2001 г. составляла 4742 человек; а в 2006-2007 г. - 7310 человек, но с 2005-2006 учебного года число принимаемых в вузы на бюджетной основе стало падать.
С 2000 г. прием в вузы стал стабильно превышать число выпускников средних школ. Тот факт, что в 2005 и 2006 гт. разрыв между числом поступивших в вузы и окончивших среднюю школу вновь стал увеличиваться по сравнению с 2004 г., свидетельствует, на наш взгляд, о том, что началось интенсивное перераспределение абитуриентов между учебными заведениям СПО и вузами. Следует отметить, *что в 2006 г. прием в государственные и
17
муниципальные вузы, несмотря на уменьшение выпусков из школ, вырос на 4 тысячи человек (0,3 %) за счет увеличения платного приема. Таким образом, в
2006 г. на платной основе в высшие учебные заведения России было принято 1072,3 человек, или 64,6% (источник: Росстат, Россия в цифрах) [Там же. С. 22].
Заметим, что в высшем профессиональном образовании до последнего времени явно или неявно превалировала задача обеспечения доступности образования. Расширение доступности, особенно за счет студентов, платящих за свое обучение, решало для вузов и еще одну проблему: компенсировало острую нехватку бюджетных средств. Однако после того, как, пусть формально, задача обеспечения доступности образования была решена (а Россия близка к тому, чтобы фактически перейти ко всеобщему высшему образованию), в полной мере встал вопрос о качестве подготовки специалистов. Тем более' что в последние годы требование повышения качества профессионального образования все акгивнее звучит как требование общества и работодателей. Итак, все отчетливее встает вопрос о доступности именно качественного высшего образования для различных слоев и групп населения. В
2007 г. расходы федерального бюджета на образование резко возросли по сравнению с 2005 г. (со 160,5 млрд. рублей до 278,9 млрд. рублей соответственно) [Там же. С. 403]. Особенно значительным был рост в высшем профессиональном образовании, которое, согласно разграничению полномочий между уровнями власти, отнесено к федеральному ведению.
В 2005 г. произошла передача практически всех учреждений начального профессионального образования (НПО) в ведение субъектов Российской Федерации (в федеральном ведении осталось только 250 учреждений НПО из более 3800) и части учреждений среднего профессионального образования (СПО). Соответственно, большая часть федеральных расходов на образование была сосредоточена на финансировании высшего профессионального образования. В федеральном бюджете на 2007 г. рост расходов на образование
18