Ви є тут

Влияние экологической ситуации России на формирование экологического сознания населения региона

Автор: 
Калиева Анастасия Дмитриевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298985
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 16
1.1 Особенности экологического сознания как вида общественного сознания 15
1.2Влияиие специфики экологической ситуации на формирование экологического сознания 49
2.3НАЧЕНИЕ ОСОБООХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА 74
2.1 Состояние и специфика особо охраняемых природных территорий региона (на примере Астраханской области) 74
2.2Влияние особо охраняемых природных территорий на формирование экологического сознания населения в регионе: социологический аспект 97 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 156
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования. В условиях трансформации современного российского общества очевидна необходимость детального социологического анализа экологического сознания, а также мотивационно - природно-ориентированного поведения под влиянием глубоких социальных, экономических, политических и культурных изменений. При рассмотрении экологической ситуации регионов России следует выделить как минимум два обстоятельства: представление о РФ как стране с исключительно богатыми природными ресурсами, которое стало настолько привычным, что воспринимается как аксиома, и, рациональное использование региональных ресурсов, т. к. именно регион представляет собой уникальное сочетание элементов природной среды и связи между ними. Каждому региону свойственны как общие экологические проблемы, так и проблемы частного порядка.
Одним из способов сохранения уникальных природных мест является организация особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В России создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. На фоне общего потребительского, собственнического отношения к природе сохраняется надежда, что близость проживания людей к природным резерватам (заповедники, заказники, природные парки) будет способствовать формированию у них более бережного, трепетного отношения к окружающей среде.
Можно предположить, что сознание и поведение людей, живущих и работающих рядом ' с ООПТ, являют собой образец природноориентированного отношения к природе и се компонентам. Изучение и анализ факторов, влияющих на поведение населения, проживающего вблизи
15
1.РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
1.1 Особенности экологического сознания как вида общественного сознания
Природа человеческого сознания вызывала и вызывает интерес ученых разных специализаций - философов, социологов, психологов, культурологов. «Сознание - высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей»21.
На протяжении многих веков сознание человека формировалось под влиянием становления структурных связей эволюционирующего человека с окружающей его природной средой, в которых было заложено экологическое отношение. Для познания окружающего мира необходимо его осознание. Только сознанию дана возможность коррективного воздействия на человеческую действительность во имя сохранения природной среды обитания человека как разумного существа.
Основываясь на работах двух главных представителей Римского клуба - А. Печчеи22 и Д. Медоуза23, можно выделить следующие пути смыслового и функционального истолкования экологического сознания:
1. Исторические. Экологическое сознание рассматривается в плане его исторического бытия, воссоздавая историческую картину развития экологического мышления и сопоставляя ее с практическим воплощением данных положений и его результатами. Причем, согласно первой гипотезе, экологическое сознание всей истории человеческого общества, варьируясь в
Философский словарь. - М., 1991. - С. 416-417.
Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С.292—310. Медоуз Д. Пределы роста. М., 1988
16
разных формах. Эту мысль привносят в свои труды JI. Уайт-мл. ,
/\Г А/
A.A. Горелов, ГТ.С. Гуревич , В. Хесле, В.К. Рахилин . По другой версии, экологическое сознание — именно современный этап отношения человека к
АА
природе. Это просматривается в трудах С.Н. Артоновского , А. Печчеи,
Ло AQ
Ш. Ролстона“ , IO.B. Олейникова и др.
2. Этические. Этический ракурс рассмотрения экологического сознания и экологической культуры предполагает, что основным содержанием этих структур является идеальное и деятельное отношение к природе как к ценности. Экологическое сознание должно представлять природу как экзистенциональный предмет, т.е. уважительный по одному лишь критерию своего бытия, а не по человеческим корыстно-потребительским мотивам. Этическое отношение к природе должно пронизывать всю экологическую культуру, включая хозяйственный, экспериментаторский, познавательный уровни. Так понимают экологическое сознание Р. Атфилд30, Р. Хиггинс,
B.Е. Борейко31 и др.
3. Поведенческие. В этом плане экологическое сознание представляется как определенный образ повс7*ения, преимущественно личного, относительно окружающего мира. Соответственно, экологическая культура предстает как практическое воплощение этого образа, реальное поведение человека применительно к естественному миру.
4. Экофункциональные. Данные подход обращает внимание на совершенствующуюся, облагораживающуюся экосоциальные отношения
Уайт-мл. Л., 1990. Исторические корни нашею экологическою кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М.: Прогресс, стр. 188-202.
Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 2. М., 2001. - 206 с.
Рахилин В.К. Общество и живая природа: Краткий очерк истории взаимодействия. М.: Наука, 1989.
-215 с.
Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимовлияние культур [Текст] / С.Н. Артоновский. - Л.: Наука, 1968.-213с.
Ролстон IJJ.X. Существует ли экологическая этика? / Ш.Х. Ролстон // Глобальные проблемы и экологические ценности. — М: Прогресс, 1990. — 180 с.
29 Олейников Ю.В., Оносов A.A. Ноосферный проект социоприродной эволюции / РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 1999. —210 с. — ISBN 5-201-02008-9.
Атфилд Р. Этика экологической ответственности /Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990, с. 188—202.
Гуманитарный экологический журнал. Т. 2. Вып. I. 2000. С. 10-1-107. Религиозное и экологическое в сознании россиян.