Ви є тут

Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы

Автор: 
Юлдашева Оксана Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
293953
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования семенной социализации детей с ограниченными физическими возможностями............................................ 17
1.1. Развитие научных представлений о социализации детей
с ограниченными физическими возможностями: понятие и специфика.. 17
1.2. Семья как субъект социализации ребенка с ограниченными физическими возможностями........................................ 40
Глава 2. Семейная социализация ребенка с ограниченными физическими возможностями в системе социальных отношений в условиях российского региона......................................... 65
2.1. Внешние условия и факторы семейной социализации ребенка с ограниченными физическими возможностями.......................... 65
2.2. Внутрисемейная социализация ребенка с ограниченными физическими возможностями.................................................... 83
2.3. Многофакторная модель семейной социализации ребенка
с ограниченными физическими возможностями....................... 111
Заключение.......................................................... 121
Библиографический список............................................ 126
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последние годы заметно повысилось научное внимание к проблемам детской инвалидности, что обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, возрастанием удельного веса детей с ограниченными возможностями и появлением новой социальной группы - дети-инвалиды; во-вторых, на фоне падения общей рождаемости актуализируется общественная проблема максимального использования потенциала детей с физическими отклонениями. В Российской Федерации по состоянию на август 2009 г. зарегистрировано 545000 детей-инвалидов от рождения до 17 лет включительно, из них в возрасте от рождения до 4 лет - 16,1%; 5-9 лет - 25,2%; 10-14 лет - 32,2%; 15-17 лет (включительно) - 26,5%.1
В Республике Башкортостан на учете состоит 13602 ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 17 лет. Семей с детьми-инвалидами в Республике Башкортостан зарегистрировано 12528, из них 8867 - это полные семьи, 3661 -неполные семьи.2
Для ребенка с ограниченными возможностями семья приобретает особую значимость. Если обычный ребенок может получить необходимые навыки жизни в обществе в других институтах, то для ребенка с ограничениями здоровья институт семьи становится зачастую единственным источником знаний о мире и шодях, его населяющих. Именно на членах семьи лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, имеющего определенные проблемы со здоровьем.
В нашей работе мы сосредоточили внимание на детях с ограниченными физическими возможностями с сохранным интеллектом. Среди всех детей-инвалидов особую группу составляют дети с сохранным интеллектом, возможности социализации которых так же ограничены. К тому же данная категория
ІНПр.7/тулу.гіап.ги',5ОСІеСу/20090814 [Элестройный ресурс] (Дата обращения 14 августа 2009 г.) ^Информационно- статистический сборник. МТ и СЗН Республики Башкортостан. Уфа. 2009. - С. 7-9.
14
3. Разработанная система факторов и условий, способствующих и препятствующих семейной социализации ребенка с ограниченными физическими возможностями, сгруппированных на трех уровнях: макро-, мезо-, микро-.
4. Многофакторная модель семейной социализации ребенка с ограниченными физическими возможностями.
Научная новизна:
1. Выявлены особенности семейной социализации ребенка с ограниченными физическими возможностями, проявляющиеся в следующем:
• восприятии ребенка с ограниченными физическими возможностями как пассивного объекта процесса социализации;
• родительской гиперопеке;
• общественном непонимании перспектив социокультурной интеграции ребенка с физическими «зримыми» проблемами здоровья;
2. Раскрыто содержание социализирующего потенциала семьи ребенка с ограниченными физическими возможностями, которое характеризуется:
1) уровнем благополучия в семье;
2) стабильностью семейных отношений;
3) образовательным уровнем родителей;
4) уровнем жизни семьи;
5) характером отношения макро-, мезо- и микросреды к ребенку с ограниченными физическими возможностями;
6) социально-профессиональным статусом родителей;
7) полным или неполным составом семьи.
3. Установлена зависимость степени активности агентов семейной социализации ребенка с ограниченными физическими возможностями от размера городского поселения: в условиях крупного города возрастает роль кровных родственников, в условиях малого города — роль соседей и друзей.
4. Обосновано, что семейную социализацию детей с ограниченными физическими возможностями необходимо рассматривать в единстве взаимообусловленных, параллельно протекающих процессов: социализации ребенка и ре-
15
социализации его родителей, которая предполагает корректировку их ценностных ориентаций и моделей поведения в сфере воспитания.
5. Разработана модель семейной социализации ребенка с ограниченными физическими возможностями, включающая типы родительских позиций и факторы, способствующие (комплекс мер по обеспечению и социальному обслуживанию, поддержка со стороны социального окружения и др.) и препятствующие реализации указанного процесса (законопроекты, которые не работают, т.к. не имеют достаточного финансирования, необходимость отстаивания своих интересов на самых различных уровнях власти и др.).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование содержит теоретический и эмпирический материал, способствующий приращению научного знания в области социологии семьи и социальной сферы, в расширении представлений о социальном положении семьи ребенка (детей) с ограниченными возможностями в условиях российского региона; а также в возможности использования ряда положений, сформулированных в рамках диссертационного исследования, в дальнейших социологических исследованиях семейной проблематики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут стать основой для создания программ социальной поддержки семьи ребенка (детей) с ограниченными физическими возможностями и корректировки социальной семейной политики в условиях трансформационных процессов, происходящих в России и Республике Башкортостан. На основе результатов проведенного исследования были разработаны методические рекомендации для родителей ребенка (детей) с ограниченными физическими возможностями, в том числе реализован социальный проект «Памятка для новорожденного» со специальной страничкой «Если у Вас родился необычный ребенок...». Также реализован проект «Социальный сайт», в котором родители ребенка с ограниченными возможностями могут найти необходимую для себя информацию о законах, льготах, пособиях, а также образцы документов, необходимых для их получения. Основные выводы данного исследования,