Ви є тут

Государственная бюрократия как социальный слой в условиях национально-территориального региона

Автор: 
Бальжинимаева Елена Панфиловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272692
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................. 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения государственной бюрократии.
1.1. Сущность и содержание понятия «государственная бюрократия»
в системе научных знаний .................................... 12
1.2. I осударственная бюрократия как социальный слой в
структуре современного общества.............................. 38
Глава II. Социальная характеристика современной
государственной бюрократии в Республике Бурятия.
2.1. Особенности становления государственной бюрократии
в России и в Бурятии..........................................67
2.2. Социальный портрет современного государственного служащего
в Республике Бурятия..........................................94
Заключение..........................................................118
Библиография.....................................................................................................122
Приложение I .......................................................130
Приложение 2........................................................142
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная социально-экономическая ситуация в России в последние десятилетия претерпевает сложный период формирования правовых, экономических и социальных основ демократического общества. Происходит коренное реформирование всей системы политических, административно-правовых и социально-экономических отношений, трансформация всех институтов общества.
Изменяются и развиваются социальные институты общества, совершенствуются методы государственного участия в экономике, активизируются внешние связи.
Хотя в Советском Союзе государственная бюрократия существовала и действовала, однако в условия тоталитарной системы носила жесткий централизованный характер. Решения по строительству государства концентрировались в аппарате правящей партии, г.е. КПСС. Государственная бюрократия выступала в лице партийно-государственной номенклатуры. Ее роль была определена (согласно §6 Конституции СССР от 1978 го£а) подчинением всех сфер общественной жизни централизованным органам политического и ведомствено -отраслевого управления.
В то же время в целом будет правильно отметить то положение, что
исторический опыт развития советской государственности содержал
постановку и решение многих передовых социально-экономических задач
#
и программ народно-хозяйственного строительства, духовно-культурного развития общества, формирования новою типа личности и гражданина. Однако вместе с тем, не принимались нормативные акты, регулирующие правовые основы и функционирование государственной бюрократии, что привело, во многих случаях, к её неспособности эффективно выполнять свои функции.
13
представляется, до сих пор не сложилось единого научно обоснованного подхода к содержанию понятия «государственная бюрократия».
Существующие теории во многом основываются на разных подходах, направлениях и методологических инструментариях. Это, видимо, объясняется также и тем, что, будучи чрезвычайно сложным и многоплановым явлением, государственная бюрократия привлекала и привлекает внимание целого ряда, хотя и взаимосвязанных, но разных научных дисциплин: политологии, социологии, истории и др.
К настоящему времени сложились три парадигмы в изучении государственной бюрократии: неоклассическая, марксистская и
институционалистская.
С дисциплинарной точки зрения отчетливо различаются социологический и социально-психологический подходы, а также школа научного менеджмента.
Неоклассический подход берет свое начало с экономических взглядов М.Вебера, который выдвинул теорию бюрократической организации как высшего достижения капиталистической рациональности.
Исходная идея его теории заключалась в том, что поведение любого индивида, стремящегося к максимальной выгоде, подчинено принципу рациональности, отсюда и поведение бюрократии трактуется неоклассиками как максимально рациональное1.
Согласно марксистскому подходу бюрократия представляет собой необходимую форму организации капиталистического производства. Разделение труда и его отчуждение в производственных отношениях неминуемо порождают необходимость в руководящем аппарате, т.е. в бюрократии2, при этом у «позднего» Маркса бюрократия является зависимой частью от класса собственников - буржуазии'.
' Вебер М Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990. - С 137. : Маркс К., Энгельс Ф - Соч.. Т.1.. - С. 269.
3 Маркс К.. Энгельс Ф. - Соч.. Т.4.. - С. 57.
С точки зрения институцианалистского направления бюрократия представляет собой сложную социальную систему, которая дает возможность организовывать взаимодействие между совокупностью идей и верований, рождающихся в культуре, и прикладными технологиями1.
Изложенное объясняет противоречивость явления бюрократии, которая, с одной стороны, стремится к технологической рациональности, а с другой стороны, вынуждена следовать уже сложившимся традициям, что снижает её эффективность и не способствует экономическим и политическим преобразованиям, предпринимаемым в обществе.
При конкретизации тезиса следует, что государственная бюрократия, как сложное и многоаспектное явление, рассматривается различными учеными и специалистами, во-первых, как определенный тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии (соподчинении), во-вторых, как вил управленческой деятельности, осуществляемый должностными лицами, т.е. профессионально подготовленными людьми и, в-третьих, как синоним неэффективных организаций из-?а громоздких правил и процедур.
Таким образом, наличие разнообразных теоретических взглядов указывает на многоплановость проблемы, поэтому к ее решению можно подходить с различных сторон.
Введение понятия «бюрократия» обычно приписывается Винсенту де Гурнаю2 (середина : XVIII в.), который обозначил ее как способ осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых гражданских служащих-чиновников. Он первым выделил государственных служащих как группу людей, занимающихся реализацией государственной власти.
1 Цит. по: Veblcn Th. The Instinct of Workmanship and the Slate of Industrial Arts. New York. 1914.; Ayres C.E. The Problem of Economic Order. New York. 1938.;
НестикТ.А. Бюрократия в зарубежных исследованиях// Общественные науки и современность, 1998.-№2 -С.52.
: Зверев А.Ф. Бюрократия в зеркале социологии // Государство и право. 1992. - С.115.