Содержание
Введение...............................................................4
Глава 1. Патернализм как социологическая категория...................21
1.1. Патернализм в контексте бытования
гуманитарного знания.....................................................................21
1.2. Социологическая интерпретация патернализма.................32
1.3. Изучение патернализма в эмпирических исследованиях.........45
1.4. Константные и варьируемые
характеристики патернализма.................................57
1.5. Исторические типы патернализма.............................71
Глава 2. Генезис, содержание и формы
современного патернализма.....................................89
2.1. Характеристика современного этапа
российской модернизации.....................................89
2.2. Культурная традиция патернализма і........................103
2.3. Социокультурные условия возникновения и воспроизводства
патернализма в современном обществе........................119
2.4. Особенности современного патернализма: интерпретация
9* основных конструктов, формы принятия ролей.................136
Глава 3. Содержание патернализма
в публичных общественных институтах............................151
3.1. Патернализм в производственных институтах..................151
3.2. Патернализм в политических институтах......................182
^ 3.3. Патернализм в образовательных институтах...................210
3.4. Социальные функции патернализма
в современном обществе.....................................232
Заключение...........................................................246
Библиографический список использованной литературы....................253
Приложения............................................................276
2
Приложение 1. Общеупотребительные определения патернализма ...276 Приложение 2. Программа социологического исследования
«Управленческая ситуация на предприятии «КН»................277
Приложение 3. Анкета социологического исследования
«Управленческая ситуация на предприятии «КН» (2001 г.)......283
Приложение 4. Индикаторы патернализма на КН:
эмпирическая операиионализация..............................290
Приложение 5. Данные о составе рабоников предприятия КН...........292
Приложение 6. Таблицы общих распределений и зависимостей исследования «Управленческая ситуация на
предприятии «ICH» (2001 г.) ;...............................293
Приложение 7. Коэффициенты связи признаков исследования
«Управленческая ситуация на предприятии «КН» (2001 г.)......308
Приложение 8. Коэффициенты связи признаков исследования
«Социальная ситуация на предприятии «КН» (2000 г.)..........316
Приложение 9. Индикаторы политического патернализма
в городском пространстве....................................320
Приложение 10. Общая характеристика исследовательского
проекта «Избиратель Прикамья»...............................322
Приложение 11. Таблицы общих распределений и зависимостей
исследований проекта «Избиратель Прикамья»..................326
Приложение 12. Коэффициенты связи признаков социологических
исследований «Избиратель Прикамья»........................ 348
Приложение 13. Описание интервью экспертного опроса «Власть и бизнес в Пермской области:
взаимовлияние и взаимодействие».............................356
Приложение 14. Программа анализа и типологизация интервью
исследования «Власть и бизнес в Пермской области...»........359
Приложение 15. Описание социологического исследования
«Патернализм в школе и вузе»................................379
Ф. Доубан, - могут быть прослежены в феодальной структуре средних веков, когда немногие были свободными, а остальные зависимыми вассалами и строго иерархическая система была центральной для функционирования общества»5. Прямая зависимость одного индивида от другого, стоящего на более высокой ступени лестницы неравенства, и, поэтому, социально дистанцированного, образует каркас патернализма как общественного явления.
В социологических исследованиях явления патернализма присутствует несколько подходов к его анализу. Патернализм может рассматриваться как ценностная ориентация, социокультурная норма, тип социальных отношений, социальный институт или как тип социальной организации отдельных частей общества или даже социума в целом. Рассмотрим эти подходы подробнее.
Понимание патернализма как ценностной ориентации присутствует чаще всего в работах, примыкающих к социальной философии. Патернализм в этом случае предполагает установку на вмешательство в свободные решения индивида. Это воздействие может осуществляться как другим индивидом, так и целыми социальными группами, учреждениями, или даже государством. Такое вмешательство, как предполагается, позволяет уменьшить риск и исключить вред, наносимый себе субъектом решения. Отсюда следует положительная роль патерналистского действия как социального предохранителя, встроенного в систему социальных связей. Акты, исполняемые в соответствии с патерналистскими ценностями, в данном случае осуществляют дополнительный контроль и коррекцию социально нежелательного поведения. Без них спонтанные поступки участников социального процесса могут привести к индивидуальным или групповым катастрофам.
Однако, последователи Дж. Милля полагают, что патернализм означает нечто большее, нежели внешнее ограничение активности индивида или нарушение его права на свободный выбор. Но их мнению, патернализм как ценностная ориентация выстраивает соответствующие отношения, смоделированные
1 Dawbarn F. Patronage and power: the College of Physicians and the Jacobean court 11 British Journal for the
History of Science. 1998. № 31. P. 3.
по типу «отец - ребенок». Повторение действий, организованных в соответствии с патерналистскими ориентациями, приводит к тому, что взрослые, с которыми обращаются патерналистски, начинают действовать подобно детям.
Патерналистская ориентация социально вариативна. Д. Томпсон различает отношения, в которых стороны более или менее равны в статусе и власти, и отношения, в которых один из участников ввиду его социальной роли или институциональной позиции, имеет высший статус или большую власть, чем другой. Патернализм как норма взаимодействия, по Томпсону, чаще имеет место во втором случае1.
Ю.Н. Лапыгин и Я.Л. Эйдельман отмечают сходство между установками патернализма и религиозными установками на перенос ответственности из сферы личного опыта вовне. Социальная сущность патернализма определяется ими как соединение власти с ответственностью за обеспечение определенного минимума благ, а также в восприятии подчиненными таких «...отношений как единственно возможных»2. В частности, следствием патернализма в трудовой сфере является формирование общества, состоящего из индивидов с ограниченной самостоятельностью и ответственностью за поступки, а также расширение сферы применимости моральных оценок.
Итак, патернализм включает особый вид отношений, органически связанных с социальными ролями его участников. По мнению М. Смайли, это обстоятельство влечет за собой существенные для общества последствия: «патернализм... выражает отношения доминирования и неравенства между членами сообщества»3.
Анализ патернализма как ценностной ориентации приводит нас к изучению особого типа социальных отношений, выстроенных в соответствии с патерналистскими нормами. Патернализм, воплощенный в устойчивых межличностных связях, чаще всего описывается исследователями трудовых отноше-
1 Thompson D. Paternalism in Medicine. Law. and Public Policy// Ethics Teaching in Higher Education, ed. Callahan D., Bok S. New York: Plenum, 1980. P. 246-247.
2 Лапыгин Ю.Н., ЭЙдедьман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М., 1996. С. 92.
3 Smiley М. Paternalism and democracy // The Journal of Value Inquiry. 1989. №23. P. 310.
- Київ+380960830922