Ви є тут

Социально-организационная адаптация высшей технической школы в современной России : Региональный аспект

Автор: 
Фазульянова Светлана Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274606
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ Стр
Введение................................................................ 3-14
Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию адаптации 15-54 §1. Теоретический анализ социологического содержания адаптации
в обществе........................................................ 15-37
§2. Социальный механизм адаптации: сущность и структура........... 37-54
Глава II. Институциональная адаптация системы высшего технического
образования в России................................................ 55-109
§1. Социальная цель и функции высшего технического образования
в изменяющемся мире............................................ 55-81
§2. Социально-нормативные основы институциональных изменений и адаптация системы высшего образования в современной России.... 81-109
Глава III. Особенности социально-организационной адаптации
технических вузов (на примере высшей школы Самарской области) 110-178
§1. Использование социально-организационного подхода в изучении
механизма адаптации вузов...................................... 110-123
§2. Технологии социально-организационной адаптации технических вузов Самарской области: результаты множественного «кейс-
стади».......................................................... 123-166
§3. Региональные особенности адаптационных стратегий высших учебных заведений............................................... 166-178
Заключение........................................................... 179-189
Библиография......................................................... 190-202
Приложение............................................................ 203-210
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах его жизни, в деятельности всех социальных институтов. В условиях движения общества к рыночной экономике проблема адаптации приобрела универсальное и актуальное значение. Высшая школа России также как и другие социальные институты оказалась втянутой в рыночные отношения. Это привело к тому, что на протяжении последних 15 лет отечественное высшее образование находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Но актуальность темы обусловлена не только специфичной для России проблемой жизнедеятельности вузов в новой системе социальных отношений. Общецивилизационные тенденции, связанные с ориентацией систем образования на потребности информационного общества и усиливающейся глобализацией (интернационализацией), порождают необходимость усовершенствования образовательных программ с целью повышения конкурентоспособности и качества подготовки выпускников.
Однако в отечественной социологии до сих пор отсутствуют специальные систематизированные исследования адаптаций социальных институтов, к которым относится и образование. В этой связи становится актуальным теоретико-методологический анализ процесса адаптации высшего образования с позиций социологии, который предполагает определение понятия «социальноорганизационная адаптация» в институциональном плане, выявление ее механизма, анализ изменений в системе высшего образования в современных условиях. Важным для анализа представляется акцент на рассмотрении изменений в структуре, функциях высшего образования, взаимодействиях с социальным окружением.
Необходимо исследование проблемы и на эмпирическом уровне. Здесь возникает множество актуальных вопросов: насколько соответствуют
20
Вопрос о применении информационного подхода к изучению закономерностей адаптациогенеза особенно бурно стал обсуждаться в связи с развитием кибернетики. «С точки зрения кибернетики... - пишет Е.Ф. Молевич, -процесс расширения или сужения приспособительных возможностей при прогрессивном или регрессивном развитии есть процесс увеличения или уменьшения уровня информированности данного вида»1. Поэтому базовым фактором адаптации, по мнению кибернетиков, является наличие обратной связи. Постоянная обратная связь позволяет системе получать информацию о разнице между фактическим результатом и желаемым, которая используется как сигнал, заставляющий регулируемую часть действовать так, что бы фактическое действие приближалось к желаемому, т.е. разность меду ними стремилась к нулю2.
Кибернетики подняли и вопрос о телеологической природе адаптаций, которая подчеркивалась в рамках биологического подхода к адаптации. Следует отметить, что при разработке общей теории адаптаций многие марксисты -философы не придавали значения этому признаку адаптации, считая более существенными признаками такие как «установление динамического равновесия со средой» (А.Б. Георгиевский), «активность адаптивной системы» (И. Калайков) и др.3 Наиболее последовательно телеологический характер адаптации раскрывается сторонниками системного подхода, работающими в рамках общей теории систем и кибернетики (Л.А. Растригин, Ю.А. Урманцев и др.). Согласно их абстрактным представлениям, любой материальной системе присуще атрибутивное стремление к самосохранению (в ответ на действия факторов). Это стремление и реализуется посредством адаптации, в результате которой достигается главная цель материальной системы - сохранение себя как таковой4.
При этом эволюционисты-философы, связывая этот тезис с теорией отражения и эволюционного развития, утверждают, что целесообразный характер
1 Цит. по: Философские проблемы теории адаптации. /Под ред. Г.И. Царегородцева.- М.: «Мысль», 1975. -С. 156
2 См.: Там же. - С. 149
3 Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций. (Историко-методологическое исследование). - Л.: «Наука», 1989. -С.27; Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М.: «Прогресс», 1984. - С.31
4 Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) //Вопросы философии. -1998. -№12. - С.26.
21
адаптации проявляется в адекватности отражения. Адекватное отражение - это то, «которое наилучшим образом помогает сохранению и совершенствованию функциональных способностей»1. Кибернетики эту же идею облекли в другую форму: в процессе адаптации параметры объекта изменяются так, «чтобы его показатель качества стремился к экстремальному значению независимо от изменения ситуации». Это требование получило название «оптимизации по заданному критерию», где под «критерием» подразумеваются прежде всего цели, функции2.
Однако здесь есть один нюанс, на котором хотелось бы остановиться подробнее. Дело в том, что сложные системы (к которым относят прежде всего социальные и биологические) не имеют единственного критерия функционирования. Такого рода системы функционируют в обстановке многокритериальности, причем эти критерии могут быть не только экстремальными, но и иметь характер ограничений. Это побуждает формулировать сразу несколько критериев и варьировать их выбор в зависимости от сложившейся ситуации и внутренних потребностей самой системы. Таким образом, уже выбор критериев (целей) адаптации является процессом адаптивным и должен учитываться при определении адаптации.
Поэтому с учетом особенностей сложных систем (а именно к ним мы будем относить систему высшего образования) мы рассматриваем адаптацию как процесс целенаправленного изменения параметров и структуры системы, который состоит в определении критериев (целей и функций) ее функционирования и выполнении этих критериев.
При этом адаптологи добавляют, что адаптация есть процесс, подчиняющийся не только гомеостатическим закономерностям, но и создающий возможность для дальнейшего развития системы — гомеорезис, подчеркивая тем
1 Философские проблемы теории адаптации. /Под ред. Г.И. Царегородцсва. - М.: «Мысль», 1975. - С.138
2 См.: Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. - Рига: Зинатне, 1981. - С.10