Ви є тут

Факторы успешности социальной идентичности в брачных отношениях

Автор: 
Малаева Екатерина Борисовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
239
Артикул:
193060
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................................ 3
Глава 1. Брачные отношения как механизм достижения социальной
идентичности личности....................................... 16
1.1. Социальная и личностная идентичность: взаимосвязи и механизмы формирования......................................................... 16
1.2. Ценностные ориентации и их роль в становлении социальной идентичности на различных этапах социальной идентификации............ 34
1.3. Разрешение внутреннего конфликта на этапе вступления в брачные отношения - как необходимое условие социального развития личности ... 50
1.4. Теоретический анализ исследований в области одиночества
в отечественной и зарубежной науке................................... 59
Выводы к первой главе................................................ 87
Глава 2. Критерии успешности социальной идентичности
при вступлении в брачные отношения.......................... 90
2.1. Характеристика исследуемых лиц и организация исследования 90
2.2. Особенности ценностных ориентаций клиентов службы знакомств 95
2.3. Особенности ценностных ориентаций представителей контрольной выборки.......................................................... 129
2.3. Сравнительные особенности самооценки представителей обеих
групп респондентов...............................................162
Выводы ко второй главе............................................... 169
Заключение ..........................................................179
Литература........................................................... 186
Приложения............................................................201
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Массовое сознание — является одной из наиболее инерционных сфер жизнедеятельности социума. Тем не менее, периоды резких, революционных преобразований, как правило, сопровождаются существенными изменениями в массовом сознании, замещением одних ценностных доминант другими. Кроме того, сегодня уже не вызывает сомнений, что радикальные изменения в экономике, политике, системе государственного управления нуждаются в ценностном обосновании (санкционировании), что система ценностей, формирующая основу мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. Институциональные преобразования становятся действительно необратимыми только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые это общество ориентируется. Поэтому сдвиги в мировоззрении населения служат значимым индикатором реальности общественной трансформации в целом. Анализ таких сдвигов может позволить глубже понять причины успехов и неудач в происходящих в России институциональных преобразованиях, а также оценить эффективность самой трансформации российского общества.
В нынешней России семья остается одной из немногих традиционных ценностей, по поводу которой в обществе существует практически полный консенсус.
Будучи сторонниками традиционных семейных ценностей, большинство россиян не видят альтернативы браку как форме взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Таким образом, представления россиян о семейном благополучии в целом довольно традиционны. Обращает на себя внимание лишь повышенное значение, придаваемое материальным факторам (“хороший доход”, “хорошие жилищные условия”), что, безусловно, связано с низким жизненным уровнем в
23
социального контекста. Люди различаются по степени связанности между элементами идентичности. Одни люди обладают строгой иерархической структурой содержательных элементов идентичности, другие - лишь хаотическим набором отдельных элементов в зависимости от актуальной ситуации какие-либо элементы могут оказаться более «выпуклыми», значимыми.
3. Ценностное измерение. Каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидом, исходя из социальных норм и ценностей. Оценки также нестатичны, они могут меняться в соответствии с изменениями в наличной социальной ситуации. Таким образом, ценности индивида находятся в состоянии изменения.
4. Время. Развитие идентичности протекает в плане субъективного времени. Биографическое же время определяется содержательными и ценностными параметрами измерения идентичности, влияя, в свою очередь, на их структурную организацию.
Рассмотрению механизмов развития идентичности личности посвящены работы многих зарубежных ученых.
По Х.Тэджфелу достижение идентичности возможно как посредством развития личностной идентичности, так и через формирования социальной идентичности.
Г. Брейкуэлл подчеркивает социальное происхождения идентичности, причем, она считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познает себя. Усвоенные им категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают: а) формирование содержательной структуры личностной идентичности (набора характеристик, используемых для самоописания); б) оценку элементов содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Таким образом, личностная идентичность является продуктом
24
социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю. Эволюция идентичности человека - это процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности на протяжении всего прошедшего отрезка жизни.
Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста.
Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов: 1) ассимиляции и аккомодации: происходит отбор новых
компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование); 2) оценки - определения значения и ценности содержаний идентичности, как новых, так и старых. Эти процессы взаимосвязаны: процесс оценивания может влиять на отбор содержания для ассимиляции и на форму аккомодации. С другой стороны, ассимилируются также ценности, которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности.
Так как социальные измерения постоянны, индивид сталкивается с постоянным изменением информации для ассимиляции. Для поддержания своей идентичности он может какое-то время не воспринимать эти изменения, используя для этого различные стратегии защиты идентичности.
Развитие идентичности по Э. Эриксону происходит в соответствии с его эпигенетическим принципом созревания личности:
1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития [179, с.34-50].