Ви є тут

Профессиональная социализация молодых учителей : на материалах Республики Мордовия

Автор: 
Самойлова Елена Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278470
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессиональной социализации молодых учителей...........................................15
1.1 Теоретические подходы к анализу процесса профессиональной социализации молодежи...................................................15
1.2 Статусно-ролевая модель профессиональной социализации молодых учителей................................................................48
Глава 2. Особенности профессиональной социализации молодых учителей на региональном уровне..................................................63
2.1 Профессиональная ориентированность будущих учителей.................63
2.2 Формирование и реализация адаптационной, интеграционной и инновационной стратегий профессиональной деятельности
молодых учителей........................................................82
Заключение............................................................114
Список использованных источников.......................................120
Приложение 1...........................................................140
Приложение 2...........................................................152
Введение
3
Актуальность темы исследования. В контексте модернизационных процессов современной России возрастает социокультурная роль учительства, связанная с обучением и воспитанием подрастающего поколения в процессе его социализации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [71] перед учительством ставятся задачи по достижению более высокого образовательного уровня учащихся, который обеспечит конкурентоспособность отечественной системы образования в мире. С этой целью реализуется национальный проект «Образование», направленный на поддержку инновационных процессов в области образования.
Несомненен тот факт, что успех модернизации образовательной системы зависит как от профессионального участия каждого педагога в развитии инновационных процессов, так и от участия государства в решении социальных проблем учительства. Парадоксальность современной ситуации заключается в том, что российское учительство находится в состоянии «выхода за пределы статуса» [204, с. 301—302], когда высокие требования к педагогической профессии в обществе не в полной мере соответствуют социальной политике государства по отношению к данной социально-профессиональной группе.
Актуализируется проблема обеспеченности системы образования молодыми квалифицированными кадрами. От их успешной интеграции в сферу профессиональной деятельности зависит стабильное и устойчивое функционирование системы образования, а также инновационное развитие общества.
В этой связи научный и практический интерес представляет анализ процесса профессиональной социализации молодых учителей. Данный процесс сопровождается освоением ими профессиональных норм и ценностей, необходимых для успешной педагогической деятельности. Процесс профессиональной социализации обеспечивает преемственность профессиональных ценностей учительского сообщества, поскольку именно через профессиональную среду
15
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
1.1 Теоретические подходы к анализу процесса профессиональной социализации молодежи
Люди усваивают общественный опыт благодаря процессу социализации. Он обеспечивает социальную стабильность общества и передачу его культурного наследия очередным поколениям. Для того чтобы осознать суть данного понятия, необходимо обратиться к истории его возникновения. Понятие «социализация» пришло в научный обиход из политэкономии. Первоначальное его значение было «обобществление земли, средств производства» [199, с. 23]. По отношению к человеку рассматриваемое понятие впервые применил в конце XIX в. американский социолог Ф. Гиддингс. По его утверждению, личность в обществе не может существовать сама по себе, без влияния и социализирующего воздействия на нее социальных факторов [8, с. 291].
Важной вехой в изучении процесса социализации является понимающая социология М. Вебера. В рамках его теории социального действия социализация рассматривается с точки зрения субъективного смысла, вкладываемого в осознание этого процесса каждым из его участников. Любое социальное действие, по М. Веберу, предполагает наличие двух составляющих: субъективной мотивации индивида или группы и ориентации на других, «ожидание», без которого действие не может рассматриваться как социальное. Согласно веберовской концепции «понимания другого» в основе социализации лежит понимание индивидом других людей и окружающего мира как социальной реальности [29, с. 625].
Один из классиков психоаналитического подхода в социологии Э. Эриксон предполагает, что основная цель процесса социализации заключается в дости-
16
жении идентичности личности. Идентичность является показателем уровня зрелости личности, истоки и тайны организации которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза.
В соответствии с эпигенетическим принципом Э. Эриксона социализацию индивида можно представить как последовательное прохождение им в течение всей жизни ряда психосоциальных кризисов, на каждом из которых человек должен сделать выбор между двумя альтернативными способами решения возрастных и ситуативных задач развития. При этом характер выбора сказывается на успешности / неуспешности всей последующей жизни индивида.
Э. Эриксон следующим образом описывает стадии процесса достижения идентичности:
1) в грудном возрасте ребенок осуществляет свой первый жизненно важный выбор — между доверием и недоверием к окружающим;
2) возрастающая самостоятельность младенца, выражающаяся в способности передвигаться (сначала ползком, а позднее шагом), развитие речи, манипу-лятивных способностей позволяют ребенку перейти к решению второй жизненной задачи — обретению автономии или же неуверенности в себе, стыдливости, непрерывных сомнений (18 месяцев — 3 года);
3) важную роль в разрешении следующего психосоциального кризиса ребенка играют взрослые и в первую очередь родители. На этапе 3— 5 лет личность становится в значительной степени самостоятельной и делает выбор между инициативой и постоянным чувством вины. Когда ребенка ругают за какой-либо незначительный проступок, то вносят вклад в развитие у него чувства вины и неуверенности в себе. В этом возрасте дети интериоризируют «глаза мира», т. е. учатся воспринимать себя глазами окружающих;
4) развитие данного процесса продолжается на стадии младшего школьного возраста, когда личность делает выбор между трудолюбием и чувством собственной неполноценности;