Ви є тут

Формирование аудитории кинематографа в России как коммуникативная проблема в условиях глобализации

Автор: 
Серебренников Андрей Вадимович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
139
Артикул:
191829
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................3
Глава I. Социальное функционирование российского кинематографа в условиях глобализации................................................10
§ 1. Сущность процесса глобализации................................13
§ 2. Влияние глобализации на кинопроцесс в России..................25
Глава И. Коммуникативные проблемы формирования аудитории кинематографа........................................................48
§ 1. Коммуникация и массовая коммуникация..........................48
§2. Кинематограф как средство массовой коммуникации................61
§ 3. Статистическая и социологическая характеристика каналов кинематографической коммуникации..................................71
§ 4. Коммуникативные средства формирования массовой аудитории кинематографа в России............................................91
Основные выводы.....................................................124
Библиография ......................................................127
3
Введение
Актуальность темы исследования. В конце 80-х годов российское общество подверглось кардинальным политическим и экономическим преобразованиям, повлекшим за собой глубокую трансформацию не только социально-экономической, но и культурной сферы. Последствия этих процессов проявились и в отечественном кинематографе. Являясь сложной структурой, совмещающей в себе функции социального института, средства массовой коммуникации и искусства, кинематограф прошел через весь комплекс рыночных и прочих перемен перестроечного и постперестроечного периода, открывших простор для глобализационных процессов, ранее сдерживавшихся "железным занавесом". Глобализация, стимулирующая все более свободный обмен между государствами технологиями, финансами, рабочей силой, товарами и услугами, и - главное - информацией, глубоко трансформировала все звенья кинокоммуникации - производство и импорт фильмов, систему их дистрибуции и показа, характер функционирующего репертуара и процесс зрительского освоения фильмов.
Глобализация резко изменила традиционную системную целостность кинематографической коммуникации. Киноаудитория как социокультурная общность подверглась глубокой деформации, что принципиально изменило функционирование возвратного механизма кинематографа, призванного обеспечивать приток финансовых средств в кинопроизводство. Пострадала и социокультурная отдача кинематографа. В результате экспансии чужих кинообразов, заключающих в себе инокультурные модели мироощущения и поведения, трансформации подверглась система ценностей, духовно-культурный потенциал миллионов зрителей. Многие из них легко, без сожаления расставались с нравственными и эстетическими традициями "социалистической" России, не получив возможности или не сумев при этом взять лучшее из мировой кинокультуры.
12
выступают против любых попыток ограничить свободную конкуренцию на рынке так называемых "культурных товаров", таких как книга или фильм. Эти товары не имеют утилитарного значения, их ценность в эмоциональной и идейной коммуникации со зрителем [118, с. 46].
Научно-технический прогресс привел к изменению коммуникационных возможностей в пространстве и времени. Процесс коммуникационного сжатия мира превратил его в "мировую деревню", где все имеют какие-то контакты друг с другом и в известном смысле составляют единое глобальное общество. Конечно, процесс его создания не мог произойти одномоментно. Свой вклад в свое время внесли путешествия великих мореплавателей, изобретение книгопечатания, совершенствование транспорта и развитие телевидения, покорение человеком космических просторов и утверждение глобальной сети Интернет. Пространственно-временное уплотнение сократило не только физические, но и социальные дистанции, разделяющие граждан информационного общества [63, с. 21]. Распространение информационных технологий резко изменяет относительную ценность ресурсов, выводя на первый план интеллект и финансы как наиболее мобильные в условиях современной экономики, для которой возрастающее значение играет время и скорость бизнес-процессов. Важнейшим практическим следствием этой тенденции становится относительное обесценение традиционных технологий и продуктов их применения по мере распространения новаций, воплощающих новые принципы, ценные знания и обработанные информационные ресурсы.
Уровень воздействия средств массовой коммуникации в современную эпоху настолько высок, что понятие глобализации начинает превращаться в массовом сознании в своеобразный симулякр, который начинает функционировать уже самостоятельно в умах индивидов. Как замечает в этой связи А. Богатуров, "очевидно, что глобализация — это не только то, что существует на самом деле, но и то, что людям предлагают думать и что они думают о происходящем и его перспективах" [22, с. 33].
Таким образом, глобализация является одним из важнейших процессов,
13
обуславливающих протекание социальных, политических и экономических процессов в мире, и едва ли представляется возможным рассматривать любой аспект общественной жизни без учета этого явления. Его анализу мы посвятим следующий параграф.
§ 1. Сущность процесса глобализации
В литературе по проблеме глобализации представлены различные точки зрения. Поэтому следует начинать с анализа понятия, его содержания и границ. Важно с самого начала ответить на следующие вопросы: каковы временные параметры данного явления, какие сферы жизни оно охватывает, каковы его структура, функции, истоки и направление развития.
Обычно выделяют экономический, политологический, социологический и экологический подходы к проблеме глобализации. Тематика нашей работы требует сосредоточиться больше на культурном, коммуникативном и в меньшей степени на экономическом аспекте глобализации. К сожалению, во многих работах о соотношении "глобализации" и культуры вместо теоретического анализа предлагается, как правило, серия высказываний ненаучного толка, содержание которых можно кратко описать как демонизацию феномена глобализации, ведущего к гибели цивилизации. Затем дается перечисление факторов, влияющих на нее, и делается вывод о несовместимости культуры и глобализации. Поскольку проблема данного соотношения существует уже довольно давно, назрела и острая потребность в се философско-культурологическом рассмотрении.
Можно отметить и следующую любопытную тенденцию. В буквальном переводе "глобализация" обозначает расширение определенного процесса до мировых масштабов, что предусматривает дополнение в родительном падеже, например, "глобализация экономической сферы", "глобализация культурных процессов". Многие авторы, тем не менее, нередко употребляют данное понятие самостоятельно, что по нашему мнению, лучше всего доказывает многогранность и поистинс всеохватывающую сущность данного понятия.