Ви є тут

Нищенство в современной России: социологический анализ на примере города Тюмени

Автор: 
Москвина Наталья Робертовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
276404
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение-------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Понятие и проблема нищенства в социологии------------- 11
1.1. Возникновение и развитие понятий «нищие», «нищета» и «нищенство» в общественном сознании......................................... 11
1.2. Проблема нищенства в мировой и отечественной социологии----41
Глава 2. Нищенство в современной России: причины, особенности проявления и условия преодоления---------------------------------------------80
2.1 Современное нищенство в России: причины и условия возникновения — 80
2.2 Типы нищих и классификация нищенства в России.............. 92
2.3. Нищие в структуре современного российского общества.......100
2.4 Особенности субкультуры нищих в современных российских условиях -111
2.5 Преодоление нищенства в России: условия и подходы----------120
Заключение---------------------------------------------------- 138
Литерал ура................................................... 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................. 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 2------------------------------------------------—163
ПРИЛОЖЕНИЕ 3-------------------------------------------------- 165
ПРИЛОЖЕНИЕ 4---------------------------------------------------166
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.................................................. 167
ПРИЛОЖЕНИЕ 6------------------------------------------------- 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.................................................. 169
ПРИЛОЖЕНИЕ 8------------------------------------------------- 170
3
Введение
Актуальность темы.
Социологическое исследование нищенства - явление не новое. Так, одна из первых работ по социологии нищенства принадлежит Чарльзу Буту, который вызвал бурную общественную реакцию. В 1889 году Чарльз Бут, исследовав социальные слои Лондона показал, что 1/3 его жителей живет в условиях нищеты. Как же могло случиться, что в одной из самых богатых по тем временам стране, центре мощной империи нищета счала уделом столь многих? Работа Бута была взята на вооружение и продолжена его однофамильцем, генералом Армии Спасения Уильямом Бутом. Его книга «Во мраке Англии и путь к спасению» открывается данными, почерпнутыми из работы Чарльза Бута, которые свидетельствуют, что в Лондоне 387 тысяч «очень бедных» жителей, 220 тысяч «недоедают», 300 тысяч «голодают».
Через 70 лет социологические исследования нищих были продолжены в Соединенных Штатах. Майкл Харрингтон в книге «Другая Америка» потряс сограждан тем, что многие миллионы американцев настолько бедны, что не в состоянии обеспечить себе даже минимальный уровень жизни. Позднее на основании полученных М. Харрингтоном фактов президент Линдон Б. Джонсон провозгласил «безоговорочную войну с бедностью», целыо которой стало «искоренение парадоксального наличия нищеты посреди изобилия». К этому времени Соединенные Штаты уже стали богатейшей страной мира, сменив и далеко обогнав в этом качестве ту Великобританию, какой она была во времена двух Бутов. Тем не менее, значительная часть населения продолжала существовать в условиях, не позволяющих иметь нормальное питание, жилье и здоровье [32, с.227].
Что касается России, то сегодня здесь актуальны слова П. Сорокина, высказанные им после революции 17-го года: «Казалось, никогда еще не было такого контраста между бедностью и богатством, между миллиардерами и нищими, как в наше время» [127, с. 105]. Рост масштабов бедности и, особенно
16
подобно блаженной Ульянии, которая «милостыню безмерну творя, ревнуя прежним женам», сама обнищала [98, с. 118-119].
Особо выдающимся родом подвижничества на Руси было юродство Христа ради. Юродивые ради Христа и своих ближних отрекались не только от мира и того, что в мире, но и от всего лучшего, что есть в природе человека [151, с. 1-2]. Совершенно свободные от всяких привязанностей к земному, отказываясь от всякой собственности, не имея, обыкновенно, определенного пристанища и потому подвергаясь всем случайностям бездомной и бесприютной жизни, - эти избранники Божии самым делом с буквальною точностью, осуществляли в своей жизни заповедь спасителя: не пецигеся душею вашею, что ястс, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся: не душа-ли больши есть пищи и тело одежди (Матф.У], 25). Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. VI, 33) [151, с.З]. Одним из ярких примеров юродивой, живущей почти в наше время являлась блаженная старица Пелагия, которая своей молитвою берегла сестер Дивеевской обители, порученных ей старцем Серафимом, для вечности [151, с. 154].
Это все люди глубоко религ иозные, чуждые суеверий, преданные церкви, чего, по свидетельству Кулиша, и тени нет у северного калики перехожего. [98, с. 107). Можно отмегить, что именно от них и начинается падение нравов нищих.
С передвижением истории на север перешли туда и киевские поэтические предания, старинная песня замерла, но и сам народ не мог сохранить вполне свою первоначальную чистоту и вместо народного певца выслал из среды себя калику перехожего. Стихи калик, проникнутые книжным древнерусским духом, навевали на народ одну тоску, не принося ему ни нравственной энергии, ни какой-либо отрады в будущем. Поэтому в народе к каликам прислушивались только одни нравственно больные, только одни совершенно разбитые сердца; здоровые же отвращались от них, гоняли их от себя.
17
Тупое повторение заученных фраз, соединенное с попрошайничеством, губительно действовало и на калик, и из них вырабатывались самые грубые личности со всевозможными пороками. Великорусский народ иначе не понимает блуждающих нищих, как ворами и мошенниками [98, с. 116]. По свидетельству историков, нищий старец, поселившись близ народа, вносил в жизнь одни раздоры, делался общественной болячкой. В этих последних личностях, воссозданных народом в сказках, калики-слепцы переходят уже в обыкновенных нищих [98, с.117].
Это - неимущие, захребетники, бобыли, беглые, погорелые, ослепшие, снившиеся. Масса их постоянно увеличивалась ог постоянных разгромов, пожаров, ежегодно истреблявших целые города, моровых поветрий, голодных времен, рабства и прочего. Существовали и мнимо-юродивые (ханжи), которых церковная власть времен Петра I преследовала и помещала в монастыри «с употреблением их в груде до конца жизни» [151, C.159J. Об этом говорят постановления Святого Синода 1722 г.
История русского народа - terra incognita, древний быт славян - гоже. Поэтому в нашем труде мы ограничились указанием самых простых фактов. Мы указали, например, что народные певцы проходят с народом через всю его историю, и там, где они сохранили свое народное значение, там цела, чиста и свежа самая народность, и светла се будущность. Там только могут совершаться такие явления, что народный кобзарь, как Шевченко, в одно и то же время и полный представитель народа, и вождь его на пути добра, и лучший поэт просвещенного общества. Но гам, где народные певцы изменили народному духу, вместе с певцами искалечиваются и общество, и народ [98, с.118].
Нищенство в языческой Руси было одною из сил, разъедавших народный организм, было одним из диких явлений, получивших жизнь еще при начале нашего государства. Все дошедшие до нас памятники доисторической жизни славян свидетельствуют, что в то время нищих не было, да и неоткуда было им взяться; народ жил замкнутыми родами, а земля была велика и обильна. Но при