Ви є тут

Корпоративная культура в социальных организациях

Автор: 
Бекелева Екатерина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299903
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕО ДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ..........................................14
1.1 Социологические подходы к изучению организационной среды
предприятий...................................................14
1.2 Формирование взглядов на понятие «корпоративная культура».34
1.3 Концептуальные основы анализа корпоративной культуры......45
1.4 Методологические основания исследования корпоративной культуры
малых предприятий.............................................58
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ОРГ АНИЗАЦИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА (ТУРИСТСКИХ ФИРМАХ): РЕІТОНАЛЬНЫЙ АСІ ІЕКТ 77
2.1 Туристские фирмы как объект социологического анализа......77
2.2 Диагностика корпоративной культуры в малых организациях...84
2.3 Алгоритм преобразования корпоративной культуры в организациях малого бизнеса...............................................107
2.4 Возможные ограничения и принципы продуктивного изменения
корпоративной культуры в малых фирмах........................127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................142
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Происходящие в последнее время преобразования российского общества, затронувшие его структуру и важнейшие социальные институты, создали основу для формирования инновационных стратегий в социуме. Одним из таких направлений стало развитие социальной среды организаций, в частности, в малом предпринимательстве, которое существенным образом оказало влияние нс только на социально-экономические показатели общественного развития, но и послужило базисом для создания специфической формы организации деятельности личности.
В нашей стране наблюдается рост численности малых организаций, постепенно происходит возрастание их значимости не только в экономической, но и социальной структуре. Однако сравнивая зарубежную и отечественную предпринимательскую среду, можно констатировать некоторое отставание развития российских малых предприятий от аналогичных иностранных компаний. Одна из причин сложившейся ситуации кроется в специфике их социальной направленности, которая нивелирует интерес к корпоративной культуре в малой фирме. Подобная установка порождает проблемы функционирования малых компаний, которые препятствуют развитию их собственного внутреннего потенциала.
На сегодняшний день можно констатировать, что проводящиеся исследования корпоративной культуры в основном ориентированы на крупные предприятия, в то время как малые организации из исследовательского поля упускаются. Однако не следует упускать специфику организационного пространства малой фирмы, которая накладывает отпечаток на ее корпоративную культуру. Роль каждого работника в общем деле оказывается весьма значимой, поэтому раскрытие человеческого потенциала и его организационных возможностей требует своих подходов. С практической точки зрения корпоративная культура может выступать механизмом
создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. В США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве — 80%, в оптовой торговле — 86, в сфере обслуживания — 81%. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников — 80,6%, по объему продаж в розничной торговле — 80,4%'. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет лишь 30,7%, тогда как в странах — членах ВС только микропредприятия (численность занятых в которых до 9 человек) составляют 90% общего числа предприятий.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в
России2
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Число малых предприятий (па конец года), тыс. 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8 1137,4
Число малых предприятий в расчете на 10000 человек населения 61 62 66 69 73 80
Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), 1ЫС. человек 7220,3 7458,9 7815,1 8045,2 8582,8 9239,2
Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 502,9 546,9 608,6 630,4 656,5 640,2
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 252,9 249,0 243,5 258,1 229,3 277,9
Оборот малых предприятий, млрд.руб. ... ... ... 9612,6 12099,2 15468,9
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 51,0 67,3 99,2 120,5 171,3 259,
Малые предприятия. Информационный портал. 1ЖЬ: ЬИр://рпте-
law.ru/articles/small/ (дата обращения: 12.12 2009 г.)
2 Малое предпринимательство в России: статистический ежегодник. 1Ж1д
Ы1р://\\уу\у.<лкя.1и/Ьцс1/гец1/В08 47/1.чя>У>УЛУ.ехе/81ц/Ыт1/0l-02.htm (дата обращения: 13.12 2009 г.)
16
Одной из существенных проблем при анализе понятия «малая организация» является разные, а порой даже противоречивые терминологические подходы к трактовке дефиниции. В настоящее время в мировой практике не сложилось единого взгляда на определение малого предприятия. В различных странах приводятся более 50 различных статистических параметров, относящихся к малым и средним предприятиям1. В основном используют критерии личного руководства, прямого контакта руководителя и подчиненного, самостоятельность, подвластность местным рынкам и пр. Каждая отрасль пауки дает свое определение, да и в социологической литературе анализу малой организации отведено незначительное внимание. Для изучения социальной среды малой организации на наш взгляд можно выделить три подхода: правовой, экономический и социологический.
Законодательство о малом предпринимательстве регулирует общие вопросы независимо от организационно-правовой формы организаций. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.
С точки зрения Закона (правовой аспект) субъектами малого бизнеса являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а также средняя численность работников не превышает определенный предельный уровень. Помимо малых предприятий субъектами малого предпринимательства может быть индивидуальный предприниматель, как без образования юридического лица, так и с зарегистрированной формой.
В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего, по гражданско-правовым договорам. Федеральным законом от 24 июля 2007 г №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства
1 Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: И11ФРЛ-М, 2003. С. 289.