2
План
Введение С.3
ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА КАК
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§ 1.1 Понятие профессионального самоопределения: основные исследовательские подходы в отечественной литературе С.8
§ 1.2 Социологический анализ профессионального самоопределения студентов и выпускников вузов советского общества 60-80-х гг. С.14
§ 1.3 Предпосылкиг факторы и структура профессионального самооп-ределения С.25
§ 1.4 Система образования и профессиональное становление молодого специалиста с высшим образованием С.40
§ 1.5 Модели профессионального самоопределения
Типы трудовой мотивации и карьеры С.52
ГЛАВА II. ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
§ 2.1 Сравнительная картина профессионального самоопределения молодых специалистов в советский период и б настоящее время С. 67
§ 2.2 Западный опыт подготовки и трудоустройства специалистов с высшим образованием С. 85
§2.3 Способы общественной и государственной поддержки молодых специалистов с высшим образованием С.94
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (на примере Санкт-Петербурга и Казани)
§ 3.1 Проблем высшего образования и трудоустройства молодых специалистов в Санкт-Петербурге и Казани С.101
§ 3.2 "Молодежная практика" для выпускников вузов С.117
§ 3.3 Профессиональное самоопределение молодых специалистов с высшим образованием С. 119
§ 3.4 Работодатели и молодые специалисты: ожидания и С.135
реальность
§ 3.5 Направленность карьеры молодых специалистов с высшим образованием С.139
Заключение С.144
Рекомендации С. 148
Список литература С.151
Приложения С. 172
î
3
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество находится в состоянии перемен. Социально-политические и экономические изменения затронули все его сферы. Высшая школа как источник интеллектуального и духовного потенциала страны, высококвалифицированных специалистов тоже не может не меняться. Излишняя централизация и недостатки планирования подготовки кадров, чрезмерное дробление специальностей привели к несоответствию профессионально-квалификационной структуры кадров потребностям современного общества. С отменой государственного распределения выпускники вузов лишились гарантированных рабочих мест и минимальной социальной защиты. Это подрывает трудовую мотивацию, негативно сказывается на ценностных ориентациях молодежи. Высшее образование, профессионализм не обеспечивают материального благополучия, высокого социального статуса.
Рынок труда, особенно в крупных городах, характеризуется высокой степенью напряженности и конкуренции. У молодых специалистов выявляется нехватка практического опыта, знаний в экономической, юридической, информационной сферах. В тоже время необходимо признать, что даже существующий образовательный потенциал молодежи используется обществом далеко не полностью. Результаты последних исследований показывают, что государство несет огромные потери из-за того, что значительная часть молодежи трудится на рабочих местах, не соответствующих их уровню подготовки: только 57% молодых людей,
имеющих высшее образование находят работу соответствующую уровню своей подготовки.1 Во второй половине 80-х годов из 500 тысяч специалистов с высшим образованием трудились рабочими в связи с более высоким заработком - 32%, из-за несоответствия полученной специ-
альности профилю предприятия - 24%, в связи с отсутствием соответствующих вакансий - 9%.2 Такая ситуация безусловно снижает престиж высшего образования. Это объясняет низкую эффективность труда и социальную пассивность, неудовлетворенность молодежи своим положением з обществе. Меньше половины молодых людей, окончивших вуз, подтверждают, что их специальность соответствует выполняемой работе. Создалось противоречивое сочетание социальных установок молодого поколения: высокий уровень образовательных ориентаций и в то-
1 Молодежь России: социальное развитие. - М., 1992. - С.83. г См.: Аргументы и факты. - 1986. - №52. - С.8.
Ситуативная сторона жизненных планов охватывает комплекс представлений об общественном престиже профессии, о тех качествах специалиста, которые студенты считают необходимым выработать у себя во время обучения з вузе. Эти представления измерялись Рубиной Л. Я. на трех уровнях ориентации - информативном, эмоциональном, поведенческом. На первом уровне они фиксировались с помощью вопросов о характере информированности студента, о его ожиданиях, связанных с идеальной профессией, с трудовой деятельностью вообще, о знании требований, предъявляемых человеком к предстоящей работе, а также к качествам специалистов данного профиля. Далее выяснялась оценка сделанного практического шага по выбору профессии, степень удовлетворенности этим выбором, то есть рассматривался эмоциональный уровень ориентации. Затем устанавливалась связь ценностного отношения с различными видами деятельности студента с вузе, то есть с реальным поведением. Перспективная сторона жизненных планов раскрывает представления студентов о возможностях жизнеустройства после вуза. Эти представления выяснялись с помощью вопросов о намерениях, связанных с выбором места работы, о содержании отдельных сторон будущей работы, и т.д.29
Таблица 3
Перспективные планы студентов первых и выпускных курсов: видят себя в будущем... (% положительных ответов):
тип вуза курс руководи- извест- авторитет- просто квали-
телем кол- ным ным спе- фицированным
лектива ученым циалистом работником
университет I 36.8 37.9 73.0 98.1
гуманит.ф-ты V 20.7 43.5 32.6 87.0
университет I 31.7 52.4 81.1 97.4
естест.ф-ты V 12.7 64.4 28.8 89.6
политехниче- I 42.1 17.0 81.7 98.6
ский V 28.4 14.5 18.5 90.4
сельскохозяй- I 49.0 6.0 86.0 94.0
ственный V 37.4 16.2 23.6 91.0
педагогичес- I 23.4 6.2 89.0 92.8
кий V 23.5 17.6 29.4 88.1
медицинский I 25.0 27.3 83.0 94.8
V 38.7 23.5 37.7 82.7
всего по вузам I 38.4 26.3 82.4 96.6
Свердловска V 33.1 22.8 23.6 84.8
В этой таблице Рубиной Л. Я. представлены планы студентов, на-
правленные на тот или иной аспект будущего положения специалиста. Планы студентов первого курса связаны в основном с их профессиональным становлением как работников умственного труда. В целом
2* Рубина Д.Я. Советское студенчество. - М., 1981. - С.82-83.
18
притязания первокурсников умереннее и в основном направлены на приобретение квалификации. На фоне общей направленности четко выделяются две противоположные группы. У одной перспективные планы направлены на профессиональный рост (особенно через научную работу) . То есть планы на будущее обусловлены содержанием трудовой деятельности, а молодые люди направлены на занятие положения специалиста в определенной сфере труда. У другой группы перспективные планы ограничиваются включением в ряды интеллигенции и определяются приобретением социального положения. И у первокурсников, у выпускников преобладает план, связанный в перспективе с профессиональной, организаторской и научной деятельностью. У одних студентов это свидетельствует о более глубоком усвоении социально-экономической функции образования и о том, что у них за годы учебы произошла переориентация с ценностей студенческой жизни на ценности труда. В ряде других случаев направленность на культурные формы деятельности тесно связанна с ориентацией на материальные аспекты труда. Среди выпускников выявляется и такая группа, планы которой обусловлены ориентацией на профессиональную карьеру, на продвижение по службе, общественное признание и успех. Для одних эта ориентация обусловлена высокими этическими запросами, связанна с такими ценностями, как общественное признание, служение обществу (они ближе к первой группе) . У других (менее 10%) этот тип плана строится на понимании успеха в жизни как достижения материального благополучия, утверждения авторитета, устройства семейной жизни.30
В исследовании начала 7 0-х годов Журавлевой Г.А. студентам 4 зу-зов Ленинграда задавался вопрос об их профессиональных планах: 28.5% хотели бы совмещать научно-исследовательскую и практическую работу, 22.1% - работать в проектной организации (КИИ, КБ), 20.7% - продолжать научные исследования по специальности, 16.4% - работать на производстве, 9.2% - работать там, где смогут скорее улучшить материальное положение, 7.7% - совмещать педагогическую и исследовательскую работу, 7.1% - заниматься преподавательской работой в вузе, 3.8% - заниматься общественной работой.31 До 70% гуманитариев и естественников ориентировались на научно-исследовательскую работу, а большинство технических специалистов и естественников (особенно медики) - на практическую деятельность в соответствующих учреждениях или сфере производства. Эти тенденции
30 РуОина Л.Я. Советское студенчество. - М., 1981. - С.93-9"?.
31 Журавлева Г.А. Студент сегодня. - Л., 1975. - С.20-21.
- Київ+380960830922