СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Г ЛАВА ПЕРВАЯ. Методологические проблемы исследования функционирования семейных норм в неформальной культуре.
§ 1. Массовая народная культура как материал для социологического
изучения конфликта социальных норм.________________________ 13
§ 2. Анекдот как объект социологического исследования._____ 32
ГЛАВА ВТОРАЯ. Социологический аналш брачно-семейных отношений по обыденным интерпретациями юс в устном народном творчестве. 1
§ I. Методологические принципы анализа ценностною кризиса семейных отношений. 54
§ 2. Отражение жизненного цикла семьи в малых формах фольклора. 82 § 3. Интерпретация брачно-семейных ролей в устной культуре. 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 125
ЛИТЕРАТУРА. 127
ПРИЛОЖЕНИЯ. 134
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Изменение социально-экономической ситуации в Российской Федерации в конце уходящего столетия привело к обострению уже имеющихся проблем, касающихся различных социальных институтов, в том числе института семьи. Как показывает целый ряд социологических исследований, многие из происходящих перемен несут на себе груз нерешенных социальных, экономических, этнических, демографических, нравственных вопросов и потому имеют негативные для общества и семьи направленность и смысл.
Современное состояние института семьи характеризуется падением уровня дст-ности и брачности, ростом сожительств и разводов, неполных семей, депривации родителей и детей, девиантной социализации.
В общественном сознании эти семейные изменения отражаются с искажениями - в связи с этим крайне важно изучить тс феномены, в которых зафиксированы обыденные интерпретации семейной жизнедеятельности. Бытовые анекдоты как форма массовой народной культуры - удобный материал для социологического анализа того, что не было предназначено для целей научного исследования.
Степень разработанности темы. Коренные изменения, затрагивающие основы семьи, - вопрос, поднимаемый в науке с конца XIX - начала XX века. Он рассматривался в работах А.Р. Боровиковского. М.М. Ковалевского. В.М. Бехтерева. А. Карсавина. М.О. Косвена, М.М. Рубинштейна, В.В. Соловьева, П.А. Сорокина, С.П. Толсгова и др.1 Г1.А. Сорокин определил ряд конкретных признаков кризиса семьи, связанных с изъятием государством у нее основных функций, освобождением от частнособственнических основ, легализацией гражданских браков, незаконнорожденных детей, низвержением семейно-родственных чувств. Он писал, «что время исподволь и постепенно подкапывается под вес автократические основы семьи и мало-помалу разъедает все основные связи, делавшие ее цельной единицей... становится
См. подробнее: Боровиковский АЛ. Брак и развод по проекту гражданского уложения. СПб. 1902. С. 18; Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии семьи XIX • XX вв. М. 1995.; Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПб. 1895. С.118; Рубинштейн М.М Кризис семьи как органа воспитания // Вестник МГУ. Сер. 18. 1997. Хч 2; Сорокин П А. Кризис современной семьи // Ежемесяч-ный журнал для всех. 1916. № 2, Ха 3, 1916.; К вопросу об эволюции семьи н брака у зырян И Известия Архангельского общества. Изучение Русского Севера. 1911.
3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Методологические проблемы исследования функционирования семейных норм в неформальной культуре
§ 1. Массовая народная культура как материал для социологического изучения конфликта социальных норм
Устойчивость и стабильность любого общества возможны только при наличии системы ценностей, социально и эмоционально значимых ориентиров, которыми руководствуются люди в повседневной жизни. Иерархия ценностей и мировоззрений растворена в многообразии форм и проявлений культуры любого общества. Ценностные приоритеты личности меняются в разные времена и несхожи у разных народов. Они обусловлены как историческим развитием общества, так и сложившейся в конкретную эпоху социально-политической ситуацией.
Культура как феномен - понятие сложное, различным образом интерпретируемое в тсх или иных теоретических н мировоззренческих парадигмах. В первую очередь это «абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, эстетического, духовного развития, учитывающее особенности существования, образа жизни и мышления, свойственные какому-либо человеческому сообществу»19.
Культура в целом как сложнооргаыизованное и многогранное явление обладает рядом значительных и постоянных особенностей. По какому бы пути или модели она ни развивалась, в ней всегда есть основа, которая с течением времени сущесгненно не изменяется. В связи с этим мы можем говорить о национальной окраске культуры, определенных традициях и менталитете, которые сохраняются в веках и передаются из поколения в поколение на подсознательном уровне, впитанном с детства (это касается как способов поведения, так п способов мышления, поведения).
Однако наряду с этим культура отличается вариативностью, она не застывает; как соляной столб, в своем догматизме и консервативности. С каждым новым поколением, общественным переустройством и технологическим достижением она пополняется и углубляется, даже может видоизменяться в той или иной области.
13
Эти два взаимодополняющих, по противоположных процесса обеспечивают не только движение вперед, но придают стабильность и устойчивость всему разноплановому феномену культуры.
Стоит отмстить, что «культура включает в себя опосредованное обозначение форм, продуктов интеллектуальной и художественной деятельности: музыка, литература, театр, кино, живопись, фольклор, предметы роскоши и быта»20, т.е. все то, что именуется искусством. Хотелось бы сразу дополнить перечень очень важными и значительными областями культуры: наука и коммуникации. Именно посредством продуктов творчества между людьми происходит процесс шгтеракций, благодаря которому может существовать не отдельный человек, а именно сообщество homo sapiens. Происходит это па знаковом уровне, выработанном человечеством в процессе своего развития.
Признавая важность и широкую распространенность искусства и его производных, следует, однако, учитывать, что ото не единственная и не определяющая часть культуры. Так, немецкий социолог Ф. Тенбрук рассматривает культуру «как своею рода общественный факт, поскольку она является репрезентативной культурой. т. е. производит идеи, значения и ценности, которые дейс твенны в силу их фактического признания, она охватывает вес верования, представления, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо разделяются людьми, либо пользуются их пассивны),! признанием»21.
Мы видим, «по, по мнению Ф. Тснбрука, важнейшим компонентом культуры является то, что транслируемые ею ценности должны разделяться людьми. Следует добавить, что культура не только презентирует цепкости, но и способствует формированию, шлифовке, принятию и т олько затем их передаче. Некоторые ценности сохраняются неизменными в течение долгого времени после того, как условия жизнедеятельности, их вызвавшие, давно ушли в прошлое. Подобная инер- . цнонность особенно характерна для норм семейного образа жизни. Они относятся к глубинным, экзистенциальным, вековых« социокультурным нормам. Чаше всего
? Ионии Л. Г. Социология культуры. М. 1996. С. 11.
29 Ионии Л. Г. Социология культуры. М. 1996 С. 11.
Tenbrucfc F.N. Repräsentative Kultur // Sozialitruktur und Kultur / Hrsd. Von H. Haferkamp. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 1990. S. 29.
14
- Київ+380960830922





