Ви є тут

Жизненные траектории комсомольских работников 1970 -1980-х годов в условиях смены политической системы в России

Автор: 
Алексеев Артем Алексеевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
1970
Артикул:
192193
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования жизненных траекторий в условиях трансформации политической системы
и смены элит....................................................11
§1. Социологические теории смены элит....................11
§2. Трактовка жизненных траекторий работников комсомола с позиции субъектно-ориентированного подхода..........................46
Глава II. Жизненные траектории комсомольских работников 1970-х
- 1980-х годов в период после 1991 года.........................65
§1. Типология изученных жизненных траекторий работников
комсомола.......................................................65
§2. Оценка комсомольскими работниками коренных социальных преобразований в России в начале 1990-х годов и новой политической и экономической ситуации в стране....................................104
Заключение...............................................119
Список использованной литературы и источников............123
Приложения
136
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Экономические и социальные преобразования конца 1980-х — начала 1990-х годов в Советском Союзе, а затем в России, сломали формировавшиеся десятилетиями политическую и экономическую системы и за короткий период времени изменили судьбы тысяч и миллионов людей. Радикальные перемены коснулись всех слоев общества, коренным образом повлияли на основы укоренившихся культурных и ценностных ориентаций. Реформы положили конец идеологическому единомыслию в стране, привели к мировоззренческому кризису и социальной разобщенности граждан.
Значительные сдвиги произошли в социальной структуре общества. Началось формирование его нового верхнего слоя — неизбежно произошла смена номенклатурной элиты, властвовавшей на протяжении нескольких десятилетий. Это в одночасье повлекло за собой прекращение деятельности крупнейшей в Европе молодежной организации, издавна являвшейся кузницей кадров партийной системы страны — Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.
После распада СССР и подавления путча ГКЧП в 1991 году окончательно угвердились новая либерально-демократическая элита и альтернативная рыночная экономика. Многие активисты, работники комсомола были подвержены общественному остракизму, оказались близки к маргинальному положению, лишившись, наравне с партийными функционерами, привычной работы без надежды на получение новой — связанной с исполнением управленческих функций. Для многих ситуация осложнялась и тем, что оказавшись в новых, ныне независимых государствах, проводящих национальную политику, направленную па
13
в каждой сфере деятельности: экономике, юриспруденции, науке, спорте, даже среди преступников можно выделить свою элиту.
Формулировку Парето можно противопоставить пониманию «элиты» другим видным социологом того времени - Г. Моски. Моска разработал теорию правящего класса, согласно которой «элита»2 -наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством.
Г.К. Ашин приводит несколько другие понимания термина, ссылаясь на известных социологов и политологов разного времени: «высший господствующий класс», лица, обладающие в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством, лица, обладающие наибольшей властью (Г. Лассуэлл); лица, обладающие наивысшим чувством ответственности (Ортсга-и-Гассег); харизматические личности (М. Вебер)3. Некоторые определения находим и у Ж.Т. Тощснко: элита -это деятели, занимающие такие социально-политические позиции, которые дают им возможность возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия (Р. Миллс); элита - чиновники высшего звена, обладающие формальной властью в организациях и институтах и диктующие правила организации жизни в обществе (Т. Дай)4.
При всей разнице определений «элиты» можно выделить единую закономерность: существуют два подхода к пониманию этого термина. Первый подход - ценностный, согласно которому элита - наиболее талантливая, подготовленная, творческая, харизматичная часть общества или группы общества. Г.К. Ашин называет такой подход к элите философским и культурологическим и называет се «элитой качества».
' Термин «элита» был впервые использован В. Парето несколько позже первых работ Г. Моски, посвященных данноП проблематике, поэтому Моска использует другой термин - «правящий класс».
3 Ашин Г.К. Элиюлогия. — М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005. - С. 215 1 Тощснко Ж.Т. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? //Соииол.
исследования. - 1999. - №11. - С. 124
14
Такую элиту невозможно назначить или выбрать, так как ее превосходство заложено генетически и лишь развивается и проявляется со временем. «Элитность - ценность в себе, безотносительно к позициям власти»5. Другой подход наиболее распространен среди современных российских исследователей. Его четко формулирует О.В. Крыштановская: «Элита - это правящая группа общества, являющаяся верхней стратой политического класса. Элита стоит на вершине государственной пирамиды, контролируя основные, стратегические ресурсы власти, принимая решения общегосударственного уровня.... В нашем понимании термин «элита» свободен от ценностных суждений: указанная группа не обладает никакими выдающимися качествами «лучших людей»... Причисляя индивидов к элите, мы вовсе не подразумеваем их особых достоинств, как, впрочем, и отсутствия этих достоинств... элита является понятием, вычленяющим функциональную группу»0.
Российские исследователи К. Микульский, Л. Бабаева и др. обобщив и выделив из 140 научных работ (в основном, зарубежных) приводят следующее определения элиты:
Элита общества - это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои общества, участвовать в формировании тенденций развития общества,., одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании своего собственного положения .
Приведенное определение носит обобщающий характер и
5 Ашин Г.К. Элнтологня. - С. 230.
* Крыштаиовская О.В. Дмагомия российском элиты. - М.: Захаров. 2005. - С. 73-74.
Микульский К. 11., Бабаева Л. 13., Таршис С. Я. и лр. Российская элита: опыт социологического аиалша. Часть 1. Концепция и методы исследования. М. 1995. С. 10.