Ви є тут

Библиотерапевтическое направление социальной поддержки молодежи: состояние, проблемы, перспективы развития : Опыт социологического исследования

Автор: 
Потапова Раиса Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275577
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа библиотерапии
§1.1. Основные теоретические подходы к библиотерапии 12
§ 1.2. Концепция жизненных сил человека как 50
методологическая основа анализа библиотерапии
Глава 2. Эмпирико-социологический анализ возможностей использования библиотерапии в инновационной деятельности муниципальных библиотек Алтайского края
§ 2.1. Программа исследования эффективности
библиотерапевтического воздействия на молодежь 71
§ 2.2. Особенности библиотерапевтической деятельности муниципальных библиотек Алтайского края 80
§ 2.3. Основные . направления совершенствования библиотерапевтической деятельности по социализации молодежи 113
Заключение 154
Список литературы 159
Приложения 183
Введение
Актуальность исследования. Интенсивное развитие социальных и экономических процессов в конце XX столетия поставило целый ряд проблем, требующих серьезного и всестороннего анализа: безработица, бедность, неравенство, разрушение многих социальных связей людей, трансформация ценностей, рост апатии, безразличия к актуальным общественным проблемам. В настоящее время, в связи с принципиальными изменениями экономических основ и социальной ориентации российского общества стали актуальными проблемы социальной поддержки разных социальных групп и, в первую очередь, молодежи.
Среди факторов, определяющих характер и степень социальной поддержки, особо выделяется информационный, который активно влияет на состояние политической, экономической и других составляющих социальной безопасности населения России. Однако, в структуре направлений социальной поддержки молодежи практически не выделено такое направление как информационная защита. В связи с этим анализ использования информационных факторов, способствующих раскрытию творческого, интеллектуального потенциала, становится весьма актуальным. Особая значимость в настоящее время придается информационному компоненту такого вида социальной деятельности как библиотерапия, не получившей достаточно широкого распространения. В соответствии с этим актуальным является осуществление социологических исследований с целью выявления степени воздействия се на разные социальные группы и, прежде всего, на молодежь.
Состояние и степень разработанности проблемы. Теоретическим основам библиотерапии посвящен ряд научных трудов отечественных и зарубежных авторов. Имеющиеся исследования можно объединить в две группы. Первую группу составляют исследования, направленные на
3
самих художественных текстов. «В страшных рассказах М.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского утверждается преодоление всяких страхов путем признания абсолютных ценностей» [185, с.79]. В связи с этим советовал читать их невротикам, боящимся чертовщины.
Первые шаги в области систематического использования литературы на научной основе как управляемого чтения книг в системе психотерапии сделаны были И. Вельвовским в 1927 г. В этот период элементы библиотерапии прослеживаются в библиотечном обслуживании больных и отдыхающих. Лечебных результатов в формате библиотерапии достигли библиотерапевты, работающие в санаториях Литвы и больницах Харькова: Г. Мишкине, О Мяэотс. В данный период были разработаны общие требования к проведению психотерапевтического и психологического просвещения в рамках библиотсрапевтической работы (10.10. Бехтерев, Б.О. Борисович, В.А. Невский) [209, с.313].
В силу объективных обстоятельств библиотерапевтическая практика с медицинским аспектом активизировалась в годы Великой Отечественной войны в госпиталях, например, в госпитале им. Бурденко были организованы библиотеки, громкие чтения, организация витрин и стендов литературы. В условиях библиотечного обслуживания больных книга рассматривалась как психокоррекционное средство. В первом приближении кажется, что «лечение чтением» использовалось только в условиях стационара и проводилось работниками больничных библиотек по совету врача, однако библиотерапия применялась и к негоспитализиро-ванным больным с целыо восстановления нарушенных во время болезни контактов с внешним миром или приспособления к изменившимся условиям. Этот период развития библиотерапевтического знания послужил базисом для познания психотерапевтического воздействия литературы на ослабленные группы населения, в частности на людей, имеющих существенные проблемы со здоровьем. Созданы первые предпосылки
19
классификации терапевтической литературы в зависимости от конкретного психофизического состояния личности. Особое внимание уделяется разработке терапевтических списков, направленных на разрешение или смягчение проблем, сопутствующих нетрудоспособности личности. Отечественный ученый М.П. Кутании отмечал: «Книги могут иметь успокаивающее действие, но они могуг быть и средством тонизирующим, создающим бодрость и хорошее настроение. Они могут выравнивать эмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер более устойчивым». По отношению к больным подбор литературы, исходя из вышесказанной позиции, осуществляется по принципу отвлечения от переживаний, адаптации к изменившимся условиям. В разное время терапевтической литературой считали: роман Н. Островского «Как закалялась сталь», книги В. Ворошилова «Солнце продолжает светить», В. Гафурова «Роман, написанный иглой», В. Титова «Всем смертям назло», герои которых сумели утвердить себя в обществе. Этот ряд книг открывала «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, выстроенная на документальной основе. Позднее (в середине 80-х г.г.) угвер-дилось мнение, что библиотерапсвтическим эффектом обладают не только произведения, достоверность которых подчеркивается судьбой самого автора или описываемого им прототипа, но и мемуары известных людей, которые не смирились перед несчастьем, и ценой духовных усилий самоутвердились в обществе [236, с.67]. С течением времени программы бсллегристического репертуара изменялись и корректировались на усмотрение «библиотерапевта». Такое положение вещей привело к игнорированию со стороны специалистов исследования методического аспекта библиотерапии и к познанию природных и социальных закономерностей чтения физически-ослабленных людей, выделению приоритетных групп библиотерапевтического обслуживания среди людей.
20