Ви є тут

Социальное структурирование предпринимательского слоя: институциональные процессы и самоорганизация

Автор: 
Носкова Марина Николаевна
Тип роботи: 
институциональные процессы и самоорганизация
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
144
Артикул:
192107
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ............................................... 3
Глава!. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
СЛОЯ И ПРИЗНАКИ КЛАССООБРАЗОВАНИЯ 15
1.1. Становление слоя предпринимателей в общественной структуре, обретение субъектности... 16
1.2. Институционализация предпринимательства: развитие социальных практик и их легитимация 35
1.3. Субкультурные процессы в предпринимательском слое, становление социальной идентичности 52
Резюме 1 .................................................. 69
Глава II. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЛОЯ.......................... 74
2.1. Этапы и формы консолидации предпринимателей: анализ социальных причин и результатов.......... 75
2.2. Развитие системы самоорганизации и формирование различных предпринимательских объединений 91
2.3. Социально-политическое позиционирование: власть
и социальная ответственность предпринимателей .... 111
Резюме 2 ................................................. 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 125
ЛИТЕРАТУРА
129
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Предпринимательство в России стало тем социальным слоем, который выполняет опорную функцию в процессах общественной модернизации: вокруг него и в связи с именно его формированием организуются другие элементы общества, создаются иные классы и слои, складывается определенный образ жизни и социальных устремлений. Это неудивительно, поскольку рыночная трансформация выводит на первый план социальных взаимодействий активного экономического субъекта, деятельность которого направлена на обогащение посредством эффективного удовлетворения общественных потребностей. Предприниматель создает производство товаров и услуг, выполняя активную организационную функцию, он своей деятельностью соединяет ресурсы живого человеческого труда с материальными ресурсами и производит разнообразные продукты, востребованные в сфере потребления. Поскольку деятельность предпринимателей по определению рискованна (они действуют на свой страх и риск) и конкурентна (чем востребованнее продукт и прибыльнее бизнес, тем больше наплыв участников), они должны быть гибкими в освоении нового и быстро внедрять собственные инновации. Именно по этой причине социолог Т. Парсонс считал, что экономика и производство выполняют в жизни общества «мужскую» функцию, будучи направлены на достижение, эксперимент, успех в конкуренции.
Формирование нового российского предпринимательства осуществлялось как бурный социальный процесс, который и сегодня еще не достиг стабилизационной фазы. Это связано со сменой общественного строя, при которой предпринимательский слой постепенно образует костяк тела среднего класса. Это обусловлено структурными причинами, поскольку социальная революция в России во многом совпала со сменой технологических
13
та, ценностной идентификации, социального оценивания почестей и нормативного регулирования взаимодействий внутри постепенно интегрирующегося сообщества; стратификационые подходы, позволившие выявить многомерность факторов общественного позиционирования предпринимательских групп в социальной и политической системе, а также признаки классообразования в изучаемой относительно малочисленной, но хорошо структурированной группе с быстро развивающейся, социально эффективной самоорганизацией, доминантным положением в системе разделения труда и высоким уровнем осознания социально-экономических целей и политических потребностей.
Эмпирическую базу исследования составили данные мониторингов общественного мнения за 2003-2006 гг., результаты региональных эмпирических исследований развития предпринимательства в 2000-е гг.; материалы изучения гендерных (женское предпринимательство) и генерационных (ювенальных) аспектов предпринимательства; а также информационные базы сайтов отраслевых и региональных предпринимательских союзов и ассоциаций.
Практическая значимость исследования определяется характером полученных результатов, которые могут быть использованы в развитии научных исследований аналогичной проблематики, в совершенствовании социально-экономических и политико-экономических программ, в информационном обеспечении учебного процесса по широкому спектру социальных и гуманитарных дисциплин, а также в регулировании процессов самоорганизации предпринимательства на общем и локальном уровнях.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в выступлениях автора на научных и научно-практических конференциях, методологических семинарах, а также в от
крытых публикациях общим объемом 6,63 п.л.
Структура диссертации включает: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы из 255 источников, 17 из которых - на английском языке.