Ви є тут

Занятость населения московского мегаполиса: социологический анализ

Автор: 
Казаков Александр Анатольевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
192808
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТОСТИ...............................11
1.1. Занятость населения: сущность и формы проявления
в мегаполисе...................................................11
1.2. Направления регулирования занятости населения в современных условиях.....................................................41
Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МОСКОВСКОГО РЫНКА ТРУДА.......................56
2.1. Особенности формирования Московского рынка труда..........56
2.2. Характеристика безработицы Московского мегаполиса.........72
2.3. Механизмы регулирования занятости населения...............81
Заключение......................................................116
Список используемой литературы..................................121
Приложения......................................................137
2
Введение
Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики сфера занятости оказывает все большее воздействие на социальную и демографическую структуру, общественные ценности и сознание, а также на формирование жизненных стандартов и социальных ориентиров людей.
Современная ситуация на рынке труда характеризуется сокращением численности занятого населения, ростом безработицы, увеличением продолжительности периода незанятости. По-прежнему в каждой второй территории России уровень безработицы превышает среднероссийский, что приводит к резкому возрастанию так называемой вынужденной профессиональной миграции населения..
Одной из важнейших особенностей современного рынка труда является скрытая безработица. По оценкам социологов, размер скрытой безработицы в России составляет около 1,8 млн. чел.1 Основной контингент безработных - это молодежь, женщины, инвалиды, демобилизованные военнослужащие, беженцы и вынужденные переселенцы.
Напряженность на рынке труда усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, все еще сориентированных на отраслевой уровень обучения специалистов. В настоящее время до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не могут своевременно найти работу.
В целом за последние годы в сфере занятости происходили процессы, при которых выросло число высвобождаемых работников, снизилась численность населения, занятого экономически значимой деятельностью, расширились масштабы вторичной занятости и занятости в неформальном секторе, произошло перераспределение работников по формам собственности.
В настоящее время переход к рыночной экономике не может ограничиваться только обновлением экономической структуры российского
* См.: Социально-трудовая сфера России в 2002 г. - М., 2003.
3
горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, в разработке прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию человеческих потребностей.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Схема воздействия труда на человека и общество представлена на рис. 1. Труд в данном случае показан как непрерывный, постоянно обновляющийся процесс. Социологический аспект исследования заключается в изучении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.
При рассмотрении социальной сущности труда мы исходим из следующих положений.. Во-первых, труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек
Производство материальны*
и культурных благ
и духовных потребностей
чело-веха Н С&ЩССГШЗ Воспроизводство населенна
Нуио-теяпнеамй • прог-
Рост производительности ТРУА» . _
Труд » его новом качестве
Рис. 1. Роль труда в развитии человека и общества
16
своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Во-вторых, нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пища, одежда, жилище) и духовные блага (искусство, литература, наука), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Труд относится к числу важнейших факторов развития человека. В процессе труда у человека расширился круг восприятии и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить все более созидательный характер. Таким образом, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Схематично социальная сущность труда представлена на рис. 2.
Характер"труда
Сии между ИИ-диаидуяльмым и обцсстюшим трудам
Способ соединения работника СО средой производств 1
Способ включения индивидуального трудя я совок ушк>-об1уо-
“1
Содержание трудя
Взаимодействие человека и средств труда
Взаимосвязь между отдельными видами трудя | *
Тип взаммОдейст- . Таор- Реттро-•ия работников ческий духгна-межлу собой ПО ныи
поводу труда
•Трудобш фунхции
■ Подготовительная
- Энергетическая
- Технологическая Контрольно- регу ли-
■ РУЮЦАЯ
—Трудодхп4 усладил
Физические
— Умственные
— Средства труда
Машины
Станки
—. И истру менты
Производствен “ иые здания
филн- Умст-ческнй венный
. I—‘
Орган**-
лтир-
СКИН
—I
Испол-
нитель-
ский
Слож-
ный
стой
I——I
Само-. Ретда-
оргаин- мекти-эован- роеан-
мый
иый
Рис. 2. Социальная сущность труда1
1 См.: О.В. Ромашов. Социология труда. - М., 1999. - С. 55-57.
17