Ви є тут

Социальные проблемы школьного образования в современных условиях : Социологический анализ на примере столичного мегаполиса

Автор: 
Самара Галина Николаевна
Тип роботи: 
Социологический анализ на примере столичного мега
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
165
Артикул:
1000340451
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 12
1.1. Образование как социальный институт 12
1.2. Состояние современного школьного образования 23
1.3. Социальная политика Правительства Москвы в сфере образования 39
ГЛАВА И. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О СОСТОЯНИИ СТОЛИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 63
2.1. Динамика оценок состояния и тенденций развития образования 64
2.2. Общественное мнение учителей о состоянии школьного образования 83
2.3. Оценка старшеклассниками работы средней школы 101
2.4. Отношение родителей к организации столичного образования 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
ЛИТЕРАТУРА 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 147
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общепризнанно, что институт образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все его элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают и альтернативные, в том числе и частные. Наряду с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов.
Эти процессы наиболее близко затрагивают судьбы молодого поколения, физическое и интеллектуальное развитие которого зависит в немалой степени от института образования. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а тем самым, экономика общества. Формируя гражданские качества молодежи, образование воздействует на политическую сферу общества. Школьное образование формирует духовную культуру общества.
Актуальность избранной темы исследования определяется ролью образования в определении перспектив молодого поколения, поскольку оно призвано выполнять функции обучения и воспитания, служит одним из основных каналов социализации молодежи.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения изменений, происходящих в главном звене института образования -общеобразовательной школе - в современных условиях с позиций социологической науки. Изменения в структуре, содержании и организации школьного среднего образования, происходящие в процессе реформирования школы, рассматриваются автором в тесной связи с оценкой этих преобразований в общественном мнении учителей, учащихся и их родителей. Эти изменения далеки от своего завершения, что придает теме исследования особую актуальность, поскольку высказываемые автором предложения могут быть использованы в практике совершенствования школьного среднего образования, прежде всего на региональном и муниципальном уровнях.
15
опозданием открывается и требует неклассических решений вопрос о принципах социологического подхода к образованию.
Следует отметить, что к ролевой и социализирующей функциям образования прибавляются такие функции, как функция развития, мировоззренческая и воспитательная функции. Об этом же, как нам представляется, свидетельствуют результаты исследований, проведенных в июне 1994 г. по заказу Департамента образования Свердловской области и о которых сообщается в статье Л .Я. Рубиной: "Преподаватели педвуза, как и эксперты со стороны, на первый план выдвигают такие цели, как приобщение к культуре, работа над собой, способность к самообразованию и толерантность, воспитание основ правового сознания. Такая же цель учителя, как выработка у ученика адаптации к существующим в обществе функциональным ролям через минимум знаний, необходимых для жизни, отходит на второй план"11.
Социология образования - область гуманитарных исследований на стыке наук о человеке, изучающая систему образования как социальный институт и ее взаимодействие с обществом. Основные проблемы социологии образования - общественные условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования; производственно-технические и социазьные требования к образованию, обусловленные научно-техническим прогрессом; социальное равенство и неравенство в системе образования; учебное заведение как социальная система; взаимодействие института образования с политическими институтами, социальной структурой общества, национальными отношениями, духовным миром людей; роль института образования в социализации индивида. При этом исследования в области социологии образования дополняются интеграцией с культурологическими, философскими, экономическими и другими знаниями, с одной стороны; и интеграцией с мировым опытом развития института образования.
11 Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей.// Социологические исследования. 1996. - Л®6. -С.67-68.
16
Отечественная социология исходит из того, что для установления оптимальной системы образования, во-первых, требуется изменение социальных условий; во-вторых, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования. Однако, неверно было бы понимать эту формулу упрощенно, как автоматическое изменение института и его функций вслед за изменением общественных условий. Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критические моменты общественных переворотов; как писал Ф.Р.Филиппов, необходимо даже, чтобы она играла определяющую роль по отношению к уровню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества12. Все это неизбежно, в свою очередь, порождает противоречие как между системой образования и обществом, так и внутри самого института образования.
Таким образом, рассмотрение образования как социального института в аспекте «образование в системе общественных институтов» диктует включение его в исторический социально-культурный контекст - в систему исторически сложившихся институтов общества, организующих экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Воспитание и образование рассматриваются в ряду' таких фундаментальных социальных институтов, как собственность, государство, семья, производственные ячейки общества, наука, средства массовой коммуникации и другие13.
Институт образования, как и другие «культурные институты», обеспечивает формирование менталитета социальной общности, устойчивость национальной культуры, духовность социальных связей и отношений14. В этой связи в социологии образования, наряду с процессом социатизации, исследуется процесс инкультурации индивида.
2 Филиппов Ф.Р. Социология образовапия/Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С.732.
15 См.: Комаров М.С. Введение в социологию. - М.. 1994.
14 Орлова Э.А. Введение в специальную и культурную антропологию. - М., 1994. - С.53.