Ви є тут

Социально-экологические проблемы здоровья детей

Автор: 
Шевалдина Елена Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000254042
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения социально-экологических проблем здоровья детей.....................................12
1.1. Здоровье детей как междисциплинарная
научная проблема....................................12
1.2. Теория и методика социологических исследований состояния здоровья детей.............. 28
Глава II. Факторы, формирующие здоровье детей,
и пути оздоровления детского населения . . 59
2.1. Образ жизни семьи как фактор состояния здоровья детей...............................................59
2.2. Социально-экономические и медико-организационные факторы...............................................90
2.3. Экологические факторы, определяющие состояние здоровья детей.......................................119
2.4. Основные направления управления процессом улучшения здоровья детей . . •.................................140
Заключение..........................................159
Библиографический список использованной литературы...........................................164
Приложения .................................. 174
3
Введение
Актуальность темы исследования.
Нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня большинства семей, малоэффективная деятельность институтов здравоохранения, образования и культуры, отсутствие у части населения ориентации на здоровый образ жизни явились причиной резкого обострения условий формирования здоровья детей, что объективно обуславливает необходимость соответствующего научного исследования возникающих здесь проблем.
Актуальность темы исследования здоровья населения в целом и детей в особенности прежде всего связана с тем, что здоровье является основой жизнедеятельности и необходимым условием дальнейшего развития любого общества; в конечном счёте именно здоровье выступает важнейшим критерием социального развития общества, является условием существования любого человека, необходимость выполнения которого определяется самим фактом жизни.
Среди многих научных направлений по изучению здоровья детей по своей актуальности выделяются социально-экологические аспекты данной проблемы, 1То вызвано необходимостью выявления объективных, существенных связей VIежду здоровьем детей и особенностями социально-экологической среды. Причём, наибольшую тревогу в настоящее время вызывает тенденция к увеличе-тю негативного воздействия на человека социально-экологических факторов! Эта проблема в равной степени касается и здоровья детского населения как ^оссии в целом, так и Республики Башкортостан, что связано с характерными кобенностями нынешней социально-экономической и экологической ситуации.
Проблемами здоровья детского населения занимается целый ряд медико->иологических наук. Однако, их исследования носят преимущественно узко-пециализированный характер, тогда как проблема за последнее десятилетие (ерестала иметь только медицинскую направленность. Исследование детер-шнации состояния здоровья детей, индивидуального развития каждого ебёнка, а также путей, средств, форм и методов массово-оздоровительной
ттапьной и младенческой смертности, более высокому уровню заболеваемости детей"1. Им также установлено, что более высокий уровень образования жен-цины определяет более сознательное отношение к медицинским советам, правильное поведение при беременности, что положительно влияет на здоровье ребёнка. В работах Ю.П.Лисицына, кроме того, даются рекомендации практичес-сого характера: "Изменение образа жизни, его оздоровление, борьба с вредными привычками и факторами риска для здоровья, преодоление других неблаго-1риятных сторон образа жизни, воспитание психологической установки на со-(ранение и умножение, укрепление здоровья детей и окружающих его лиц и в юответствии с ней развитие таких форм поведения, которые оказывают благо-триятпое влияние на здоровье, и есть осуществление первичного шага в борьбе ;а здоровье подрастающего поколения". Окончательный вывод, сделанный автором, состоит в том, что здоровый образ жизни - необходимое условие улуч-нения здоровья детей.
Разработка вышеобозначенной темы проводилась также Л.Ф.Молчановой. В твоей работе, посвященной изучению влияния условий среды и образа жизни темьи на здоровье ребёнка, она осуществила подробный анализ большого коли-\ества статистического материала и материалов собственных социологических ^следований. Автор утверждает, что "...социальный портрет семей с частобо-юющими детьми предполагает наличие следующих компонентов: низкий уровень образования родителей, низкий материальный достаток, неблагоприятные килищные условия, проживание в районах с загрязнённым атмосферным воз-1ухом, низкий уровень общей и санитарной культуры, вредные привычки родителей, невнимательно относящихся к своему здоровью и здоровью детей, шохие взаимоотношения между супругами, часто возникающие слрессовые штуации в процессе воспитания детей, низкая социальная и медицинская
Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Образ жизни и здоровье детей // Педиатрия.- 1990.- №7.-С.64.
20
1Ктивность"1. В своих исследованиях Л.Ф.Молчанова использовала методику
%
(еления всех обследованных детей на группы часто болеющих и мало боле-ощих детей по частоте перенесённых заболеваний с последующим анализом юциально-экономических и социально-психологических условий жизни, характера воспитания и степени медицинской активности. Автор также, детально проанализировав влияние многих факторов, более конкретно остановилась на гаких факторах, как гигиеническая культура и характер питания, поставив их в твисимость от достатка в семье, уровня образования. Кроме того, она дополнительно исследовала блок признаков, характеризующих систему воспитания детей и морально-психологический климат в семье, так как, по её мнению, здоровье детей во многом определяется постановкой воспитания в семье и :озданием атмосферы тепла, спокойствия и доброжелательной требовательно-:ти. Все выводы сделаны автором на основе математического анализа, который доказал, что число часто болеющих детей может быть уменьшено более чем в два раза только при улучшении питания детей и при тщательном уходе за детьми первых месяцев жизни. При оценке факторов риска Л.Ф.Молчановой было /становлсно, что отрицательное влияние многих из них может быть исключено полностью или ослаблено при настойчивой работе в семьях по воспитанию ребёнка.
Анализу различных социальных факторов в контексте их влияния на физическое развитие детей посвящены работы Дорожновой К.П. В социологическом доследовании, проведённом сю на основе многолетних наблюдений за посто-днным контингентом детей города Горького, дана методика оценки физичес-<ого развития детей на основе выяснения индивидуально-типологических характеристик физического развития ребёнка. Изучая влияние различных факторов в трёх различных периодах развития ребёнка, ею было установлено, что в дрогенезе физическое развитие ребёнка определяется физическим развитием родителей, хроническими заболеваниями матери (в незначительной степени
Молчанова Л.Ф. Влияние условий и образа жизни семьи на здоровье детей // Педиатрия.-1990.-№3.- С.75.