Ви є тут

Национальная идентификация в постсоветском социальном пространстве : На материалах Бардымского района Пермской области

Автор: 
Абрамов Михаил Дмитриевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275454
179 грн
Додати в кошик

Вміст

I
Содержание
Введение........................................................ 3
Глава I.
13
Национальная идентификация как социокультурный процесс...
1.1. Тема национальной идентификации в социологической традиции.................................................... 13
1.2. Место национальной идентификации в процессе социальной идентификации в условиях трансформации общественной
32
системы..................................................
1.3. Личностный аспект национальной идентификации........ 53
1.4. Особенности национальной идентификации в постсоветском российском обществе................................. 67
Глава II.
Конфликтно-динамичные процессы национальной идентифи-
88
кации в Пермской области.....................................
2.1. Условия национальной идентификации.................. 88
2.2. Индикаторы национальной идентификации населения 105
Бардымского района.......................................
2.3. Конфликтное поле национальной идентификации........... 133
Заключение..................................................... 158
Литература и источники......................................... 104
Приложение 1................................................... 179
2
Введение
Актуальность темы. Российское общество в настоящий момент продолжает существовать в условиях институционального кризиса. Новые формы общественного согласия еще не укоренились в коллективном сознании. Не завершилось и формирование новых механизмов социального взаимодействия и контроля. Проявления социальной неупорядоченности человек может ощутить вновь и вновь в самых разных ситуациях. Они касаются производственных отношений, требующих освоения новых процедур поиска работы, затрагивают частную жизнь. И тогда человеку постсоветской эпохи приходится переустраивать свой быт, заново определять символическое значение смысловых координат повседневности. В этой череде постоянно меняющихся социальных ориентиров индивид теряет свою идентичность. В его сознании оседают впечатления, говорящие о социальной чужеродности нового мира, нового общества, социальный смысл которого невозможно раскрыть посредством привычных моделей социального интерпретирования. Социальный проект собственного будущего, как важнейший фактор социального поведения, в таких условиях становится разобщенным и эклектичным.
В этом процессе социального освоения новой действительности постсоветский индивид отказывает в доверии социальной информации, если она не опирается на его личные ощущения, не подтверждается собственной интерпретацией. Без такого социального доверия становится затрудненной обезличенная социальная коммуникация, составляющая основу взаимодействия в индустриализированном социуме.
В тоже время, в эту эпоху институциональной неоднородности, развертывается процесс формирования новых социальных образцов поведения на основе самых разнообразных форм социальной солидарности. Иначе говоря, человек эпохи социального кризиса вынужден принимать участие в самых разнообразных вариантах новой социальной идентификации. Одним из вариантов формирования новой социальной солидарности становится идентифи-
купности эти идентичности определяют национальную идентификацию человека в конкретном социальном пространстве. Здесь уместно обратиться к идеям М. Хроха о том, что национальная идентификация, прежде чем стать легитимной социальной моделью нации, последовательно должна сменить три социально-исторические фазы своего существования.
Фаза А. Предполагает тщательное исследование языковых, культурных и исторических черт социальной группы и закрепление их в сознании соотечественников. Иными словами, интеллектуалы перерабатывают историю таким образом, что она становится отличной от первоначального образца. То есть конструируется «ретроспективная мифология», которая в сознании масс обеспечивает преемственность между старыми сообществами и новой нацией.
Фаза В. Включает в себя активные политические акции с использованием всех вариантов патриотической агитации, с целью привлечения как можно большего числа сторонников.
Фаза С. Означает повсеместную институализацию национальной идентификации и характеризуется формированием соответствующей социальной структуры, т.е. нации и национального государства.29
Такая модель эволюции национализма приведенная в соответствии с социальными условиями и социальными формами определенного общества, становится фактически концепцией «изобретенного национализма».30 Национальная идентификация становится тогда одним из важных социальных процессов в ходе, которого историческое прошлое актуализируется, реконструируется согласно текущим социальным установкам и потому органично присваивается индивидами, живущими в социальных условиях, где социокультурная динамика стала главным институциональным стилем, т.е. в модернизирующемся или индустриальном социуме.
29 См.: Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства нации в ЕвропеУ/Нацин и национализм. - М., 2002. С. 123.
;э См. Смит Э. Национализм и модернизм. - М. 2004. С. 220*245.
24
Нарративная школа. Исследователи, работающие в рамках нарративного подхода, проводят реконструкцию процессов национальной идентификации в мельчайших деталях. Они описывают национальную идентификацию с очень большой детализацией, сводя ее до уровня повседневности. Этот подход сосредотачивает внимание на бытовых аспектах национальной идентификации, так как именно укорененные в повседневной жизни символы и способы коммуникации позволяют сопоставить индивиду себя с чужаком.
Подобными символами могут служить различные народные обычаи, ритуалы, и праздники. Все это символическое поле формируется в донацио-нальных, этнических сообществах, являющихся такими же естественными общественными образованиями, как, например семья. Подразумевается, что означенные символы несут в себе определенный культурный код, понять который способен только представитель «своего» сообщества. Чужак даже при условии знания языка не может расшифровать значения этих символов.
Важной методологической установкой для представителей этой школы является признание, того факта, что процесс глобализации приобретающий тотальный характер помимо универсалистских тенденций, актуализирует социокультурные элементы образующие уникальные историко-культурные идентичности. На фоне общественных процессов интерпретируемых в науке как кризис социально-политической власти национального государства31, происходит теоретико-методологическое развитие социологических идей о повседневности, как особом пласте социальной жизни.
В рамках нарративной традиции много исследовательских проектов реализовано в последнее десятилетие российскими этносоциологами. Можно обратиться к работам по проблемам межнациональных отношений и толерантности, выполненным под руководством Л. Дробижевой при институте социологии РАН.
Предлагаемая ими методика исследований предполагает оперирование особой интерпретаций понятия национальности, как этнической категории,
31 См.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории.- СПб., 2001.416 с.