Ви є тут

Региональные особенности ценностных ориентаций социально-профессиональной группы учителей : на материалах республик Башкортостан и Ингушетия

Автор: 
Богатырева Марина Руслановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293251
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Т. ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЬСТВА
§ 1. Ценностные ориентации жизнедеятельности как
стратификационный признак современного учительства
§2. Место и роль ценностей в структуре социальных регуляторов
педагогической деятельности
11. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
§ 1. Прикладная методология сравнительных исследований
ценностных приоритетов учительства
§ 2. Региональные особенности проявления ценностных ориентаций современного учительства (на примере результатов социологического исследования в РЬ и РИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальності» избранной темы исследования. Переход к новому типу социальности, к новым нормативным и смысловым системам сопряжен с целым рядом интегративных состояний, носящих определяющий характер для общества. В ситуации преобразования основных сфер жизнедеятельности важно рассмо греть проблемы сохранения и воспроизводства образовательного потенциала в общем контексте экономических, социальных, культурных и политических изменений. Обращение к
4
мировоззренческой сущности этого института оправдано пониманием того, что общество нс в состоянии стабильно развиваться в условиях деструктивных проявлений в системе образования.
С усложнением событий, происходящих в обществе, отсутствием во многих случаях аналога решения встающих проблем, возрастает роль учителя, не только как легитимного транслятора научного знания и информации, но и как прямого, «живого» посредника в обретении индивидом нормативно принятых и пози тивных ценностных ориентаций, формирующих у субъекта завершенную и логичную картину мира.
Современная воспитательно-образовательная реальность, обрезая новые организационные формы главным образом за счет динамично развивающейся системы государственного и негосударственного образования, по мнению автора, не дает окончательного ответа на главный вопрос о конечных его целях. Несомненно, данный фактор обосновывается обшей нестабильной ситуацией социальной и экономико-политической жизни, однако, по нашему мнению, образовательные учреждения непременно должны сформировать определенную и ясную стратегию, ориентированную не на абстрактного субъекта, а на конкретную развиваемую личность обучающегося.
Современная система образования имеет ряд отличительных особенностей, оказывающих значительное воздействие на историю,
3
- обосновано, что наиболее эффективной формой социального позиционирования субъекта социального действия является его самоопределение в структуре профессиональных ценностей, при этом актуализация системы сложившихся ценностей выступает основанием для социального развития и статусного продвижения субъекта;
- развито положение о том, что имманентной социальной функцией учительства как социальной группы является последовательное раскрытие для объекта образовательного процесса всего содержательного богатства природного и социального пространства жизнедеятельности человека;
- аргументирован тот факт, что в трудовой деятельности современное учительство ориентировано па ценности социально-экономического выживания вопреки социально-психологическому самосохранению и социокультурному развитию, в силу чего психологическая и социокультурная девальвация ценностей профессионализма представителей учительского корпуса проявляется сегодня как социегальпый процесс;
- обнаружена тенденция коммерционализации профессиональной деятельности учителей, используемая в качестве средства удовлетворения не столько социокультурных, сколько витальных потребное [-ей, что
свидетельствует не только о снижении экономического статуса учительства, но и его культурной маргинализации и, как следствие, существенной пролетаризации рассматриваемой социально-профессиональной группы.
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении сущности и специфике процесса профессиональной социализации представителей учительского корпуса; в раскрытии сущности механизма формирования ценностей и базовых социальных установок личности учителя, их содержании и особенностях, проявляющихся в многочисленных социальнопрофессиональных практиках индивидов. Эти положения могут
способствовать развитию методологических оснований ряда отраслевых социологических теорий. Методологические обобщения, касающиеся
12
инструментальных ценностей образования и их иерархической диспозиции, могут быть использованы в качестве оснований для дальнейшей работы по совершенствованию методологии и методики образовательного процесса в школах.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в результатах исследования актуальных проблем, связанных с особенностями трансформационного периода, переживаемого российским обществом в целом и системой образования, в частности. Полученные выводы позволяют определить содержание ценностей и установок, индивидуальной направленности личности учителя для получения практической информации, которая может быть использована для разработки прогнозов реального поведения субъекта в трудовом коллективе и уровня ci o профессиональной отдачи. Результаты исследования могут найти применение в преподавании общей социологии и ее специальных курсов: социологии молодежи, труда и образования.
Апробация работы. Теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на следующих международных, всероссийских и республиканских научных конференциях:
1. I международная научно-практическая конференция «Европейская наука XXI столетия: стратегия и перспективы развития -2006». Педагогические науки. - ^Днепропетровск. 2006.
2. II международная научно-практическая конференция «Проблемы качества образования в современном обществе». - г. Пенза, 2006.
3. V Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний» - г.Пенза, 2008.
4. У Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование. культуру» - Пятигорский государственный лингвистический университет, г.Пятигорск, 2007.