Ви є тут

Нетрадиционное религиозное сообщество как социальный институт : на примере российских Свидетелей Иеговы

Автор: 
Яковлева Юлия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298954
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение............................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения нетрадиционных религиозных сообществ................................ 15
1.1. Социологические концепты религиозных сообществ.................. 15
1.2. Институциональная дифференциация нетрадиционных религиозных сообществ............................................... 35
Глава 2. Институциональные аспекты нетрадиционных религиозных сообществ........................................................... 52
2.1. Референтный характер нетрадиционных религиозных сообществ и религиозно-групповая идентификация индивида......................... 52
2.2. Роль ценностно-нормативной регуляции в обеспечении воспроизводства нетрадиционного религиозного сообщества............. 74
2.3. Особенности поведенческих моделей российских носителей нетрадиционной религиозности........................................ 88
Глава 3. Российское нетрадиционное религиозное сообщество «Свидетели Иеговы» как социальный институт......................... 105
3.1. Структурно-организационные особенности сообщества............ 106
3.2. Механизм внутренней и внешней трансляции групповых ценностей, норм и религиозных верований....................................... 125
3.3. Специфика поведенческих паттернов, реализуемых верующими в процессе взаимодействия с социальным окружением.................... 146
Заключение.......................................................... 179
Список литературы................................................. 186
Приложение 1 ...................................................... 198
Приложение 2....................................................... 198
Приложение 3....................................................... 199
Приложение 4....................................................... 204
3
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из социально значимых результатов идеолог ической перестройки советско-российского общества конца 1980-х - начала 1990-х гг. является принятие Закона «О свободе вероисповеданий». Вступивший в силу в 1990 г. закон сыграл роль катализатора процесса религиозно-групповой идентификации россиян. Произошедшая за последние несколько десятков лет трансформация религиозности российских граждан позволяет рассматривать упомянутый закон в качестве символической демаркационной линии между официально атеистической Советской Россией и современной поликонфессиональной Российской Федерацией.
Наряду с процессом возрождения исторических религиозных традиций, поддерживаемым государственной властью, наблюдается укрепление позиций баптистских, адвентистских и некоторых других объединений, находившихся в течение многих десятилетий на религиозной периферии советского общества. Происходит также активное распространение религиозных новообразований, имеющих как отечественное, так и зарубежное происхождение, функционирование которых вызывает оживлённые дискуссии в научном сообществе, СМИ, конфессиональном мире, среди государственных чиновников.
Конфессиональные публицисты, журналисты, общественные деятели, родственники верующих дают негативную оценку деятельности религиозных новообразований. Представители традиционных религий осуждают нетрадиционные религиозные объединения за прозелитизм, отрывающий индивида от родной религиозной почвы, лишающий его культурнонациональных корней. Государственные чиновники и общественные деятели рассматривают религиозные новации как источник угрозы государственной безопасности и национальному единству. Обывателя возмущает настойчивость проповедников нетрадиционной религиозности. Обеспокоенность у общественности вызывают и присущие некоторым религиозным
21
руководителей). Каждый из них может иметь присущие только ему структурноорганизационные особенности, отличаться спецификой внутригрупповых взаимоотношений и стратегий взаимодействия с социальным окружением, настаивать на уникальности предлагаемого последователям религиозного опыта, эксклюзивности спасительного пути и т. д.
Со временем религиозное движение претерпевает качественную трансформацию: сходя с исторической сцены, оно, тем не менее, оставляет после себя наследие в виде религиозной организации, впитавшей в себя все наиболее существенные черты, - по-видимому, изначально обладавшие мощным потенциалом, - как самого движения, так и составлявших его групп. Примерами масштабных религиозных движений, институционализация которых привела к появлению устойчивых самостоятельных религиозных систем (существующих по сей день), с одной стороны, и исчезновению самого движения, с другой, служат анабаптизм1 и адвентизм2. Первый угас с подавлением мюнстерской коммуны, но послужил плодородной идейной почвой для меннонитов, баптистов, квакеров и, наконец, Свидетелей Иеговы. Второй потерпел крах после Великого разочарования 1844 г., но дал плоды в виде Адвентистов 7-го Дня и тех же Свидетелей Иеговы.
Сегодня наиболее заметным религиозным движением является так называемое «движение Нового Века» («New Age Movement»), представленное конгломератом религиозных (спиритуальных) групп, провозглашающих наступление новой эры в земной и вселенской истории - эры нового человека, человекобога. Чем именно увенчается процесс институционализации «Нового Века» покажет время. Сейчас можно лишь предположить — с оглядкой на судьбу вышеупомянутых анабаптизма и адвентизма — что в недрах New Age движения созреет и впоследствии организационно оформится определённая синкретическая система.
1 См.: Л.Н. Митрохин. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: РХГИ, 1997.-480 с.
2 См.: Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки (научное издание). - СПб.: Европейский Дом, 2004. - 392 с.
22
Допустимо, на наш взгляд, говорить и о иеоиндуистском движении в лице культов Рамакришны, Вивекананды, Ауробиндо Гхоша и Йогонанды в Х1Х-сер. XX вв. и Прабхупады, Махариши, Раджниша и других, начиная со второй половины XX в. несмотря на то, что каждая группа, созданная тем или иным из вышеперечисленных восточных учителей, конкурирует друг с другом в борьбе за паству, все они солидаризируются по вопросу о необходимости распространения индуистских воззрений - пусть и реформированных - в западном сообществе. Их коллективные действия, нацеленные на популяризацию индийских религиозных верований в инокультурной среде, и являют собой религиозную разновидность социального движения.
Логика рассуждений заставляет задаться вопросом о том, насколько научно оправдано обозначение подавляющего большинства религиозных новообразований с помощью термина «движение»? Правомерно ли, с социологической точки зрения, относить к категории движений такие организационно сформировавшиеся конфессии, как Свидетели Иеговы, мормоны, Православная Церковь Божией Матери Державная, Церковь 11оследнего Завета, Международное общество сознания Кришны и др.? Учитывая вышеприведённые аргументы, приходится констатировать отсутствие оснований для подобной типологии.
Хотя здесь необходимо сделать существенную оговорку. Анализ генезиса наиболее распространённых на сегодняшний день НРД позволяет сделать вывод, что на начальном этапе своего развития каждая новация действительно обладала признаками движения. К примеру, кружок Исследователей Библии (так называли себя ранние Свидетели Иеговы) посещали члены различных христианских конфессий, увлечённых идеей невидимого присутствия Христа, а сам кружок существовал благодаря энтузиазму и усилиям нескольких людей (прежде всего, Ч. Рассела). Ранние кришнаиты (образца 60-х гг. XX в.) - это бесформенная масса поклонников гуру Прабхупады, путешествующая нон-стопом по США с кличем «Харе Кришна» (не случайно первоначально кришнаиты были известны как