Ви є тут

Семейная политика российского государства: стратегии развития

Автор: 
Малахова Венера Викторовна
Тип роботи: 
стратегии развития
Рік: 
2005
Артикул:
192596
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...........................................................3
Глава I. «Теоретико-методологические аспекты исследования проблем семейной политики в стратегии российского государства и ведущих политических партий»......................................15
§ 1 .Обострение институционального кризиса семьи и развитие политикоправовых основ семейной политики в современном обществе.......15
§2.0собенности фамилистического исследования позиций политических партий........................................................46
Глава П.«Фамилистический анализ стратегических установок российских политических партий и законодательной деятельности Государственной Думы IV созыва» .................................83
§1.Семейная и социально-демографическая проблематика в программах и предвыборных заявлениях политических партий...................83
§2. Основные семейно-демографические аспекты законодательной деятельности Государственной Думы (2004- первая половина 2005 гг.) и перспективы развития семейной политики государства...........136
Заключение......................................................183
Приложение..................................................... 190
Список литературы................................................194
2
ВВЕДЕНИЕ
Вступив в XXI век, российское государство оказалось на этапе нового эволюционного витка, который характеризуется не только определенными общественными сдвигами и новациями, но также и далеко неблагоприятными тенденциями, свидетельствующими о деформации системы социокультурных ценностей и норм. Эти тенденции ярко проявляются в особенностях развития современной семейной и демографической ситуации, характеризуемой такими процессами, как снижение уровня рождаемости, увеличение числа разводов, неполных семей, внебрачных рождений, рост семейного неблагополучия и девиантной социализации и т.д. Уже сегодня эти процессы порождают серьезные социально-экономические и политические проблемы, а в перспективе, поскольку «динамика показывает, что дальше будет только хуже»1, могут привести к глобальному общественному кризису и национальной трагедии. И в связи с этим задачи стабилизации института семьи и преодоления негативных социально-демографических тенденций приобретают особую значимость и актуальность, вызывают необходимость их безотлагательного и эффективного решения. Как отметил, Председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов: «Новые вызовы современности требуют адекватных ответов... нам необходимо искать и находить действенные механизмы защиты прав се-мьи, прав детей в XXI веке» .
Очевидно, что в условиях новой общественно-политической реальности, в рамках провозглашенного курса на построение социально ориентированного государства, прежние (практиковавшиеся десятилетиями) государственные подходы к решению семейных и демографических проблем являются идеологически устаревшими и с точки зрения сложности и масштабности задач - нецелесообразными и неэффективными. Наряду с этим, выбор новой стратегии государственной политики в социальной и в особенности в семей-
1 Лиханов А.// http://www.atv.ru/news/world/2004/06/01/bcsprizomiki/
2 «Парламентская газета» №85(1702) от 17 мая 2005г. С.1.
3
ному принципу, была нереспонсивна потребностям семьи, размеры пособий были минимальны, а сама помощь носила чисто номинальный характер. В частности, в России в течение длительного времени единовременные пособия при рождении ребенка выплачивались по универсальному принципу и их размер не зависел от очередности рождений. Придерживаясь формальнодекларативного подхода, государство не ориентировалось на средне - и многодетный тип семьи как на идеальную или наиболее приемлемую модель семейной организации. Более того, в условиях отмирания норм многодетности и тотального распространения малодетного образа жизни, установленные пособия по «многосемейности» распространялись лишь на незначительную часть населения и по своему объему не обеспечивали каких-либо существенных преимуществ многодетным семьям, а размеры пособий были минимальны и не индексировались в течение длительного времени. Так, например, государственное ежемесячное пособие многодетным семьям до конца 1980-х гг. выплачивалось в соответствии с размерами, установленными Указом от 25 ноября 1947 г. На протяжении многих десятилетий семейная проблематика находилась на периферии государственных интересов, а помощь семье носила декларативный характер.
Произошедшее в СССР в начале 1980-х годов реформирование системы социальной поддержки семьи, материнства и детства, осуществлялось на основе прежних принципов патернализма и выражалось лишь в увеличении числа предоставляемых пособий и льгот, а также размеров выплат. Новая система семейных пособий, как и раньше, не была сориентирована на стимулирование средне-и многодетной модели семьи, на приоритет внутрисемейной рождаемости, на учет потребностей семьи как социального института. Семейная политика, по сути, сводилась к формальной экономической поддержке и декларативному поощрению детности. Это выражалось, в частности, в установлении одинаковых по размерам единовременных пособий на третьего и второго ребенка, денежный эквивалент которых составлял 100 рублей. Система семейных пособий финансировалась по остаточному принципу и при
19
этом не состыковывалась с изменениями в социально-экономической сфере и особенностями демографической ситуации.
Несмотря на то, что реализация мер, принятых в 1980-х г. способствовала кратковременному (до 1987 г.) и небольшому увеличению доли вторых и третьих рождений, «новые» меры, по сути, не привели к значительному повышению уровня жизни тех, кто ими пользовался, а лишь только «способствовали селективному восприятию условий жизни как скорее благоприятных для реализации имеющейся у населения потребности в детях (...) Повысилась готовность к рождению наличествующих установок детности, но не сами установки, не потребность в детях»36. Такая политика была в основном сориентирована на семьи с одним-двумя детьми, поскольку не предусматривала никаких реальных материальных поощрений многодетных семей и создания системы преимуществ многодетного образа жизни.
Подход различных государств, в том числе и России, к проблемам семьи в рамках политики госпатернализма основан на ошибочном восприятии социально-демографических проблем, без учета их причинно - следственной взаимосвязи с глобальными институциональными изменениями семьи, которые и породили большинство негативных демографических процессов. Поэтому политика, направленная на борьбу со следствиями, а не с причинами, в принципе не способна достигнуть ожидаемого положительного результата. Таким образом, неэффективность государственного патернализма, при всей его вариативности в различных странах, очевидна, поскольку эта политика не смогла решить поставленные задачи, а лишь только усугубила развитие неблагоприятных институциональных изменений семьи, которые способствовали дальнейшему нарастанию негативных социально-демографических процессов.
Однако, несостоятельность практиковавшегося государственного подхода к решению проблем семьи, как и сама негативная оценка тенденций раз-
36 Актонов А.И., Мсдков B.M., Архангельский B.H. Демографические процессы в России XXI века. М.. 2002. С.48.
20