Ви є тут

Коммуникативные особенности российского института корпоративного управления

Автор: 
Бозрова Виктория Руслановна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
192
Артикул:
192215
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1 КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.......................15
§1.1 Развитие теории корпоративного управления.............................15
§1.2 Понятие корпоративного управления.....................................23
§1.3 Механизмы внедрения корпоративного управления.........................33
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 38
§2.1 Социальная ответственность и теория интересов в рамках корпоративного
управления................................................................38
§2.2 Социально - значимые последствия эффективного корпоративного управления... 77 §2.3 Актуализация проблем корпоративного управления в условиях глобализации мирового финансового рынка..............................................92
ГЛАВА 3 ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА И КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ .............................................................................108
§3.1 Основные модели построение коммуникативного пространства в российских
акционерных обществах.....................................................108
§3.2 Информационная прозрачность, Ш. (связи с инвесторами) и РИ. в
корпоративном управлении..................................................123
§3.3 Раскрытие информации и права акционеров как основные составляющие коммуникативного аспекта корпоративного управления.....................138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................ ................................. 165
БИБЛИОГРАФИЯ:................................... .......... ..........................173
2
Введение.
Актуальность темы диссертационной работы
Важнейшие проблемой, от решения которой зависит будущее России как государства, является повышение ее конкурентоспособности в глобальном масштабе. Понятие конкурентоспособности имеет несколько измерений. Одним из важнейших является конкурентоспособность на мировых финансовых рынках. Этот показатель характеризуется двумя основными аспектами. Первый - способность привлечь инвестиции в широких масштабах и по возможно наименьшей цене. Второй -способность эффективно освоить привлеченные инвестиции, вывести за счет их использования компании на новые технологический уровень и масштабы производства, создать новые товары и услуги.
Фактором, очень серьезно снижающим привлекательность российских компаний в качестве объектов инвестиций, является низкий уровень корпоративного управления. Инвесторы, прежде всего зарубежные, выдвигают существенное улучшение корпоративного управления в качестве непременного условия для сколько-нибудь серьезного увеличения инвестиций в российские компании. Кризис 1997 1998 годов в России наглядно показал, что за внешним благополучием и привлекательной официальной отчетностью, демонстрируемыми компаниями, может стоять отсутствие элементарной устойчивости, системы реагирования на кризисные ситуации, и что, столкнувшись с серьезными проблемами, менеджеры очень часто стремятся решить их прежде всего за счет инвесторов. Неудивительно, что теперь инвесторы стали особенно настойчивы в своем стремлении получить полную информацию о состоянии дел в компаниях, и возможность принять участие в реальном контроле за процессом управления в них с тем, чтобы обеспечить эффективное использование активов компаниях в целях обеспечения своих интересов.
3
К. Эрроу и Р. Раднер доказали, что при некоторых разумных предположениях организационная структура близка к оптимуму, если полнота информации используется только при распределении резервов между подразделениями компании, а производственные или инвестиционные решения этих подразделений основаны на ограниченной информации .1 Наука подошла к выводу, что рациональные микроэкономические субъекты в пределе вовсе не стремятся приблизиться к Смитову экономическому человеку, а напротив, нащупывают меру ограничения в использовании полноты информации, даже если полная информация уже находится в их распоряжении, так что ее получение не сопряжено для них с дополнительными издержками.
В настоящее время наука непосредственно подошла к формированию единой комплексной теории эффективного рынка капитала. Общепризнано, что современная модель регулирования фондового рынка должна быть нацелена на обеспечение максимального приближения национального рынка ценных бумаг к состоянию эффективного рынка. Поэтому регулятор рынка уделяет особое внимание вопросам эффективности инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, раскрытию информации, противодействию инсайдерской торговли и манипулированию ценами.
Синтез теорий, с разных сторон описывающих эффективный рынок капитала, начался в 90-е г. XX в. в рамках неоинституционализма. Это течение научной мысли, сложившееся в 30-х гг. XX в. на стыке экономики и права, в качестве основного предмета исследования рассматривает институт как систему ограничений. В соответствии с этой теорией, «институты — это ”правила игры" в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми»2. Данное
1 Арроу К, Дж.,1980 С.74
2 Норт Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М..:Начала, 1997.-С.17
18
междисциплинарное направление гуманитарных исследований получило широкое признание в последние 15 лет во многом благодаря тому факту, что наряду с формальными нормами права оно исследует и иные нормы, задаваемые неформально как в рамках государственного регулирования, так и прочими факторами.
Неоинституционализм активно использует результаты развития теорий рынка ценных бумаг, особенно при рассмотрении природы риска и его влияния на формирование институтов. Наиболее ценно теоретическое обоснование возможности выражения через транзакционные издержки риска, который, в свою очередь, является результатом преобразования неопределенности. Рассматривая историю инноваций, нобелевский лауреат Д. Норт отмечает, что последней инновацией явилась трансформация неопределенности в риск. Под неопределенностью в данном случае понимают такие условия, когда человек не способен предвидеть будущее и потому не в состоянии выработать такую линию поведения, которая могла бы предотвратить наступление нежеттельного события. Риск, напротив, предполагает, что человек видит возможность нежелательного события и способен предпринять действия, снижающие его вероятность. Современные методы страхования и диверсификации портфеля ценных бумаг выступают именно как способ преобразования неопределенности в риск и тем самым снижения транзакциожых издержек путем снижения набора вероятностей.1
Этот фундаментальный вывод позволяет связать степень эффективности рынка с транзакционными издержками инвестора, под которыми в данном случае понимают все издержки инвестора, как операционные, так и связанные с неэффективностью рынка, т.е. включают потери от нарушения его прав, воздействия кризисных явлений и т.д. Чем более эффективен рынок, тем с меньшими транзакционнными издержками сталкивается инвестор. Этот факт является, по сути дела, итоговым
1 Там же С. 161
19