Ви є тут

Коммуникационная деятельность как организация социального пространства гражданского общества

Автор: 
Кондратенко Петр Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270732
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. КОММУ11ИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ
caJHAJlbHOTO ДЕЙСТВИЯ...........................................14
§ 1. Социальное взаимодействие и комму никация....................14
§ 2.Коммуникативная среда и сферы коммуникации....................30
Глава! КОММУ! 1ИКАТИВ11ЫЕСТРАТЕГИИ
В СОЦИАЛЬНА У1 ТРАВЛИ 1ИИ ..................................... 54
§ 1 Социаг1ьно-информашюнныетехнйтосии в системе коммуникации.....54
§ 2. Социальная информация в системе управления.................—.67
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ССН 1ДАЛЬН(>ПОЛШИЧЕС{<ОЙ КОММУНИКА1Ш В ОРГАНИЗАЦИИ
СОЦЦАЛЫ ЮГО ПРОСГРА! ОБА ОБЩЕСТВА...............................94
§ I. Специфика массовой коммуникации и се функции.................94
§ 2. Восприятие средств информации ..............................117
§ 3. Общественное мнение как продукт нзммуникатвной деятельности.132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................151
СПИСОК ИС1ЮДЬЭОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................155
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Наша жизнь определяется общественной коммуникацией в столь значительной степени, что можно говорить о формировании современного коммуникационного общества. Развитие этого общества происходит за счет особой динамики общественной коммуникации, которую необходимо понять и держать под контролем.
Современное коммуникационное общество характеризуется постоянным умножением, ускорением, уплотнением и глобализацией коммуникаций. Их количество непрерывно возрастает, их чередование непрестанно ускоряется, все большее количество людей вовлекается з ксммуникаиионньй процесс, взаимосвязи между от-дельньми коммуникациями становятся все более обширными. Общество стало более зависимым от коммуникации. В этой новой ситуации коммуникация становится объектен исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты. Перед обществом возникает новая задача - как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как организовать социальное пространство. «Коммуникация (во всяком случае человеческая коммуникация) — это то, что совершается людьми. Сама по себе, без людей — она не существует. В ней нет ничего магического, кроме того, что в нее вкладывают люди, вступая з коммуникационные связи. В сообщении нет другого содержания, помимо того, которое в него вложили люди. Таким образом, изучающий коммуникацию изучает людей, вступающих в отношения друг с другом, со своими группами, организациями и обществом в целом. Они воздействуют друг на друга, информируют одних и являются информированными со стороны других, обучают одних и учатся у других, развлека-
15
циального взаимодействия можно вычленить непосредственный контакт между людьми и опосредованные формы, которые предполагают ряд связующих звеньев и механизмов (язык, символы, предметы, ценности).
В зарубежной литературе коммуникация определяется как специфическая разновидность социального процесса, основание любой социальной системы, важнейший социальный институт и необходимый элемент социального взаимодействия людей, групп, государств, в ходе которого «осуществляется передача и взаи-мопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов»1 Без коммуникации невозможно конструирование модели социальной реальности и входящих в нее общностей людей, социальных организаций, социальных институтов и социальных систем.
Коммуникация - это не только и не столько система передающих, распространяющих и воспроизводящих естественных, технических и электронных средств, сколько форма социального взаимодействия между людьми. В то же время социальное взаимодействие - это еще не коммуникация. Сам факт взаимодействия
дает лишь возможность распространения информационных сигналов, однако главное заключается в их трансформации в процессе человеческого общения.
Чтобы правильно понять специфику коммуникации, необходимо прежде всего проанализировать специфику социального взаимодействия. Эго возможно лишь тогда, когда известны основные свойства взаимодействующих сил, поскольку сами свойства не могут бьтгь лишь фактом чистого взаимодействия. Социальное взаимодействие зависит от системы индивидуальных и психологи-
1 Е>еР1еиг М., ВаИ-ИосеасЬ Б. ТЬеог1еа о£ шаев соттигйсаШоп. Я.-У.- Ь., 1977.
16
ческих свойств взаимодействующих субъектов, существующих в границах человеческой деятельности
Механизм социального взаимодействия включает:
• индивидов, совершающих те или иные действия;
• изменения во внешнем мире, вызываемые действиями;
• влияние этих изменений на других индивидов и обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
Способ социального взаимэдейстзия зключает в себя шесть аспектов, которые в своем единстве представляют модель социальной реальности:
• передача информации;
• получение информации;
• реакция на полученную информацию;
• переработанная информация;
• получение переработанной информации;
• реакцию на эту информацию.
Важное значение в понимании многообразия связей и отношений взаимодействия внутри социальной реальности играет моделирование и конструирование социальной реальности. Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социальных явлений; оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений»1.
В современных условиях коммуникация оказывается главной стратегической игрой, в которой определяется успех или неуспех отдельного человека, организации, социальной группы и об-
1 Сорокин П. А, Система социологии. Т. 1. - Сыктывкар: Коми книжн. изд-во, 1991. С. 79.