СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава первая. Теоретико-методологические основании 17 исследования поведения потребителей из среднего класса на рынке жилой недвижимости.
1.1 Поведение потребителя как объект социологического 17 исследования в дискурсе парадигмального подхода.
1.2 Стратификационные детерминанты поведения 41 потребителя: специфика среднего класса.
- 1.3 Средовые факторы формирования рынка жилья 65 крупного российского города: теоретическая матрица исследования.
Глава вторая. Социальные аспекты трансформации 88 поведения потребителей из среднего класса на рынке жилой недвижимости в инфраструктуре крупного российского города.
2.1 Динамика социальных характеристик, 88 дифференцирующих потребительское поведение
среднего класса
2.2. Социальные регулятивы поведения потребителей из 112 среднего класса на локальном рынке жилья.
2.3 Потребительское поведение среднего класса на рынке 132 жилой недвижимости: социальные перспективы и прогноз.
Заключение. 146
Приложения. 153
Библиографии. 161
2
Введение.
Актуальность темы исследования. Процесс унификации знаний за счет глобальных информационных потоков приводит к глобальной экспансии «общества потребления» и роста значимости потребления, как процесса, а вместе с тем, актуализации проблемы культуры потребления. Это отражается не только на характеристиках товаров и ассортимента но и на степени востребованности тех или иных продуктов через потребительские предпочтения; Причем процессы в своем развитии переходят от рынков ежедневного потребления к все менее изменчивым рынкам, таким как рынок жилья. Повторяемость покупок на этом рынке одна из самых низких. Более того каждый товар по сути уникален. Это связано с тем, что рынок жилой недвижимости определяется во многом местом своего развития и в этом проявляется его локализованность и закрытость. С другой стороны глобальные информационные потоки меняют структуру потребностей акторов рынка, детерминируя локальную ситуацию, «запуская» действие достаточно схожего социального механизма потребления. Уже в этом можно усматривать проявление глобального аспекта поднимаемой проблемы.
При этом следует учитывать, как минимум, два ракурса особенно
'>
I
значимых для российских условий. Первый - это государственное значение развития сектора недвижимости и его взаимовлияние и взаимообусловленность с динамикой и направленностью развития общества в целом. Второй - степень экономической привлекательности сектора жилой недвижимости. Если первый обуславливает, в первую очередь, актуальность изучения проблемы в рамках научного осмысления, то второй порождает практические аналитические конструкты, призванные оптимизировать конкретный локальный рынок.
Наиболее ярко взаимодействие глобальных трендов рынка недвижимости и поведения потребителей проявляются- в крупных городах. Это обусловлено с одной стороны недостатком жилья в российских крупных городах, а с другой стороны наличием у потребителей знаний о современных
локальном рынке с учетом специфики этого рынка. Более того реализация в теоретическом конструкте поуровневого подхода к парадигме позволяет сделать конкретную привязку не только к архитектурно-планировочным решениям но и территориальному распределению предпочтений потребителя в рамках отдельной городской агломерации.
Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в управлении развитием жилого сектора городских агломераций, девелопменте жилой недвижимости, а гак же в процессе преподавания курсов по анализу поведения потребителей в социологии, в подготовке курсов в разделе социологии жилья.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования докладывались и обсуждались на различных межвузовских и международных конференциях в частности: Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2007» (Москва, 2007г.), конференции студентов и аспирантов «Путь в науку 2007» (Ростов-на-Дону, 2007г.), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2008» (Москва 2008г.) и конференции студентов и аспиран тов «Путь в науку 2008» (Ростов-на-Дону, 2008г.).
По материалам исследования изданы научных статей, общим объемом п.л., в том числе в изданиях перечня ВАКа Отдельные положения парадигмапьиого подхода и обоснования его исследовательских возможностей были опубликованы в коллективной монографии.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения, приложения и библиографии ( 152 источника, из них 42 на иностранном языке), общим объемом 178 страниц.
16
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЗ СРЕДНЕГО КЛАССА НА РЫНКЕ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ.
Поставленная проблема носит ярко выраженный междисциплинарный и межпарадигальный характер, что приводит к необходимости изучения не только полей исследования различных наук, но и поиска бифуркационных точек на пересечении локальных парадигм в рамках одной научной области. Рассмотрение персонифицированной истории становления анализируемых категорий может помочь в поиске оптимального сочетания теоретических концепций в рамках ядра исследовательской парадигмы. Скорость трансформации социального пространства вызванная противоречивыми процессами глобализации и регионализации вынуждает включать в исследовательское поле представления о современных концепциях отражающих состояние общества подверженного процессам сетелизации- и изменения статуса информационных потоков1, а вместе с ними времени, и пространства потребителей из среднего класса' общества. Таким образом, исследовательское поле имеет достаточно зыбкие границы в рамках которых удержать исследовательскую линию сложно. Эго обуславливает уход от историко-биографического метода анализа истории изучения проблемы в сторону позитивистских методов исследования.
1.1 Поведение потребителя как объект социологического исследования в дискурсе парадигмалъного подхода.
Изучение поведения- потребителя входит в круг исследовательских проблем различных социальных наук. Рассмотрению этого вопроса на всех уровнях анализа посвящен значительный, массив теоретических и практических исследований. Ограничение исследовательского поиска полем-только одной науки, в условиях сетевого распределения знаний: и
1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура (Пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана). М.: ГУ ВШЭ,-2000.
• 17
- Київ+380960830922